Государственное право и конституционное право это одно и тоже

Вопросы к экзамену по дисциплине «конституционное (государственное) право Российской Федерации» Общая часть

Термин «Государственное (конституционное) право». Его значение в научном обороте.

Длительное время у нас данный учебный курс (как и соответствую­щая наука) назывался курсом государственного права (наукой государ­ственного права). Сегодня подавляющее большинство специалистов предпочитает говорить о курсе конституционного права, поскольку такое наименование более точно, более адекватно отражает ту пробле­матику, которая составляет сущность и содержание данного курса. Тер­мин «государственное право» может истолковываться как в значитель­но более широком (поскольку в него могут быть включены, например, многие нормы государственного управления, административного, фи­нансового и иного права, не являющиеся конституционными), так и в более узком смысле (поскольку конституционные нормы включают и нормы, не относящиеся непосредственно к государству, например, нормы об охране природы, о семье, собственности и др.), чем термин «конституционное право». По существу же под этими терминами чаще всего понимается преимущественно одно и то же содержание, а вопрос этот носит чаще всего терминологический характер. Не случайно поэ­тому и в зарубежной литературе в одних странах (например, в Герма­нии) по традиции предпочитают вести речь о государственном праве, а в других (например, США, Франции и др.) — о конституционном праве. Поэтому у нас сегодня, как это видно из приведенного выше перечня названий учебников и учебных пособий по данному курсу, можно встретить и такие, которые носят прежнее название или чаще всего оба названия — конституционное (государственное) право. Не­редко указанной сменой наименований пытаются подчеркнуть совре­менный переход России от тоталитаризма с его всеобщим огосударст­влением общественной жизни к демократическому и гуманистическо­му конституционализму.

Приступая к изучению данного курса, необходимо прежде всего учитывать, что понятие «конституционное право» обычно используется в трех самостоятельных, хотя и тесно взаимосвязанных значениях, которые непозволительно ни отождествлять, ни разрывать. Во-первых это — конституционное право как одна из многочисленных отраслей права данной страны, т.е. система реально существующих и действую­щих правовых норм содержащихся в конституциях и иных конституционно-правовых актах и регулирующих соответствующую область общественных отношений. Во-вторых, это — конституционное право как наука, как одна из отраслей правоведения, т.е. совокупность зна­ний, учений, теорий о конституционном праве как специфической от­расли права. Тем самым конституционное право как отрасль права выступает в качестве объекта исследования науки конституционного права. В свою очередь через постижение науки конституционного права происходит изучение конституционного права как отрасли права. И наконец, в-третьих, это — конституционное право как учебная дисциплина, предмет преподавания и изучения в учебных заведениях, прежде всего в вузах. Последняя, несомненно, опирается на науку конституционного права и исходит из нее. Но, как и всякая учебная дисциплина, она значительно уже по объему знаний, чем соответствующая наука. Кроме того, если главная задача науки — это производство, добывание нового знания, то задача учебной дисциплины — усвоение и распространение уже полученного знания.

Конституционное (государственное) право России (стр. 1 из 4)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт переподготовки и повышения квалификации

Кафедра государственного и муниципального права

Контрольная работа по дисциплине

«Конституционное (государственное) право России»

Вариант № 6

Выполнил студент гр. ЮС-06-1

1.Конституционные основы государственного строя РФ.4

2.Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина в РФ 15

Список литературы 24

Личные права и свободы, именуемые также гражданскими, составляют первооснову правового статуса человека и гражда­нина. Большинство из них носят абсолютный характер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охра­ны этих прав и свобод, перечисленных в ст. 20—29 Консти­туции РФ.

Личные права человека принадлежат ему от рождения и составляют основу его статуса на протяжении всей жизни. К этим правам относится прежде всего право на жизнь и сво­боду, а также ряд прав и свобод, вытекающих из этого основ­ного права (свобода мысли и вероисповедания, равенство, достоинство, личная неприкосновенность, неприкосновен­ность частной жизни, собственности, безопасность, сопротив­ление угнетению). Эти права выражают естественное состоя­ние человека и его жизненные устремления, охрана которых составляет обязанность государства.

Идея неотчуждаемых (неотъемлемых, естественных) прав была выдвинута просветителями XVII—XVIII вв. в ходе борь­бы против феодальных монархий. Впервые она была выраже­на в Декларации независимости США (1776 г.): «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равны­ми и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стрем­ление к счастью». Несколько позже Декларация прав челове­ка и гражданина (Франция, 1789 г.) провозгласила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Обе эти декларации, сохраняющие конституционное значение в своих странах, оказали огромное воздействие на конституци­онное развитие во всем мире. Неотчуждаемые права легли в основу концепции прав человека, определившей содержание ряда важнейших документов ООН (Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о правах человека и др.), Европейской конвенции о защите прав человека и основ­ных свобод и др. Конституция РФ (ч. 2 ст. 17) установила: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и при­надлежат каждому от рождения». Аналогичные нормы вклю­чены в конституции всех демократических государств.

Федеративное устройство — разновидность государственно­го устройства, являющегося необходимым институтом кон­ституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от ис­торических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Рос­сия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства — одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможно­сти эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем са­мым предопределяя правовую базу решения проблем обще­ственного развития.

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотно­шения с центральной властью. Следовательно, государствен­ное устройство определяет меру централизации и децентрали­зации власти (соотношение между частями и между частями и целым). Эта проблема сравнительно легко решается в террито­риально небольших государствах, но она становится сложной и приобретает политическую окраску в более крупных государ­ствах.

Различаются две основные формы государственного уст­ройства: унитарная и федеративная.

Унитарное государство — это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административ­но-территориальные единицы не обладают политической са­мостоятельностью. Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства. Федеративное государство — это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной само­стоятельностью. Субъекты такого союзного государства име­ют одинаковый статус и равные права.

Теоретически можно себе представить еще одну форму го­сударственного устройства — конфедерацию, которая предпо­лагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. В прошлом конфедераци­ями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формально сохраняют Канада, Швейцария, хотя по сути они давно превратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда выдвигалась как способ преодоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.

Определение оптимальной формы государственного устрой­ства особенно важно для многонационального государства. Чтобы называться многонациональным, государству недоста­точно иметь среди своих граждан лиц различной националь­ности (такими являются большинство развитых стран мира). Речь идет об исторически сложившихся национальных груп­пах населения, компактно проживающих на различных час­тях территории государства. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, т. е. проживают на данной территории с далеких времен.

Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих нацио­нальных групп. Каждая нация обладает своеобразным сувере­нитетом, который предполагает и решение вопроса о нацио­нальной государственности. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональном сообществе, а других — создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стремятся не допустить дискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государство — ис­ключить основу для межнациональных конфликтов.

Другая функция государственного устройства состоит в создании необходимых политико-правовых условий для эф­фективного экономического и социального развития всех ча­стей государства. Этому может мешать как чрезмерная цент­рализация власти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государство заинтересовано в максимально возможной интеграции своего хозяйства при обеспечении экокомической свободы для всех граждан независимо от нацио­нальности. Важным является и равномерное экономическое и социальное развитие, отсутствие отсталых в этом отношении регионов. В наше время в «спокойных» странах этническое содержание государственного устройства все чаще уступает место территориально-экономическому и там, где преодолены узконациональные подходы к организации социально-эконо­мической жизни, достигнуты наибольшие социальные и эко­номические успехи.

Унитарное государство — централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная и судебная вла­сти имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части террито­рии. Это не исключает существования в административно-территориальных единицах местного самоуправления, кото­рое в пределах своей компетенции действует самостоятель­но. В унитарном государстве иногда создаются автономные образования, также обладающие определенной степенью са­мостоятельности.

Унитарное государство имеет одну конституцию, его суве­ренитет признается единым и неделимым всеми частями это­го государства, не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. В таком государстве граж­данство бесспорно признается единственным. Унитарное госу­дарство может быть многонациональным, например Великоб­ритания, в которой компактно проживают англичане, шот­ландцы, ирландцы (Северная Ирландия) и валлийцы (Уэльс). В таких случаях унитарное государство приобретает децент­рализованный характер, поскольку некоторые народы имеют автономные органы управления. Но подавляющая часть уни­тарных государств не знает каких-либо национальных адми­нистративных образований. Группы граждан отдельных наци­ональностей, организуя свои общины, не претендуют на авто­номию или собственную государственность.

Федеративное государство — это только общая форма госу­дарственного устройства, а ее конкретное содержание — по­литическое и правовое — весьма неоднородно. Сами федера­ции, правовой статус и объем полномочий их субъектов фор­мировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом неодинаковы. Исторически идея федерализма была выдвинута в XVIII в. как средство децентрализации управле­ния («горизонтальное разделение власти»), а следовательно, для демократизации государственного строя. Ни в одной западной стране, где утвердился федерализм, он не рассматри­вался и сейчас не рассматривается как форма решения так называемого национального вопроса (США, ФРГ, Бразилия, Австралия и др.). И дело здесь не в том, что какие-то круги преследуют цель угнетать другие народы, а в том, что демо­кратическое правовое государство перекрывает цели нацио­нальной государственности. Хотя некоторые государства (Франция, ФРГ, Италия и др.) остаются национальными по названию, их правовая система исключает какие-либо приви­легии граждан по национально-титульному признаку.

01 Конституционное право зарубежных стран: понятие сущность

08 Основы конституционного строя: понятие, сущность

Конституционный строй – это государственное устройство соответствующее действующей Конституции или определенная форма (способ) организации государства, закрепленный в его Конституции. Конституционное государство определяется политической, экономической и социальной сферой.

Конституционный строй обеспечивает государству подчинение праву (правовое государство).

В демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством, и как саморегулирующаяся система, а конституционное государство – как управляющая система, которая в тоже время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.

Гражданское общество – система самостоятельных и независимых от государства общественных инструментов и отношений, которые обеспечивают реализацию интересов и потребностей индивидов и коллективов, жизнедеятельность социальной, культурной и духовных сфер общества, их воспроизводство и передачу от поколения к поколению.

Под основами конституционного строя понимают совокупность конституционных норм закрепляющих экономические, социальные и политические основы общественного устройства государства, в качестве главных устоев, которые призваны обеспечить характер конституционного государства.

К основам КС можно отнести: демократизм, выражающийся в народном суверенитете; разделение властей; идеологическом и политическом многообразии; признание и гарантированность МСУ (местное самоуправление); правовое государство; признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Дополнительные (свойственные не всем государствам) — федерализм, суверенность, республиканская форма правления.
^

09 Принципы конституционного строя зарубежных стран

Все принципы на которых базируется констит. строй современных зарубежных демократических государств нашли своё отражение в конституциях этих государств — в большинстве своём в начале текста. Так, в Конституции Французской Республики 1958 г. они изложены в преамбуле, в Конституции Италии 1947 г. в разделе именуемом «Основные принципы», в Конституции ФРГ 1949 г. в основном во II разделе «Федерация и земли» (ст.20), в Конституции Италии 1978 г. в разделе «Общие положения», в Конституции Греции 1975 г. они нашли отражение как в разделе «А» части I «Форма политического режима», так и в части III разделе «А» «Устройство государства».

1) «Государственный суверенитет»- это свойство государ. власти быть верховной и юридически независимой от любой иной соц. власти. Государ. суверенитет реализуется прежде всего через деятельность внешних органов государства. В нынешних условиях суверенитет государства есть проявление его подлинной государственности, его верховенства и независимости.

2) Приоритет прав и свобод человека. Не человек ради власти, а власть ради человека — вот что означает этот принцип. «Уважение и охрана человеческой личности составляют первостепенную обязанность государства».

«Достоинство личности, неотчуждаемость ее прав, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей являются основой политического порядка и социального мира».

«Человеческое достоинство ненарушимо. Уважать и защищать его — обязанность всякой государственной власти. Немецкий народ в силу этого признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу всякого человеческого общества, мира и справедливости в мире».

3) Верховенство права предполагает связанность государства, его органов правам как в сфере правотворчества, правореализации, так и в правоприменительной деятельности.

4) «Разделения властей». Означает, что ни один орган государства не может и не должен обладать всей полнотой власти. Власть распределена и демонополизирована так, что ни одна из них не сможет подчинить себе другую ветвь власти. Эффективный парламент — эффективный президент — эффективная и независимая судебная власть — это незыблемость конституционного строя.

5) Политический плюрализм. Ни одно государство, считающее себя демократическим, не может нормально функционировать без политического многообразия, основу которой составляет политический плюрализм.

Одним из проявлений политического плюрализма выступает многопартийность. Многопартийность порождает политическую оппозицию, цель которой взятие власти. Конституционный строй признает только конституционную оппозицию.

«Партии содействуют формированию политической воли народа. Они могут свободно образовываться».

«Все граждане имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демократическим путем содействовать определению национальной политики».

Разрешая многопартийность, государство одновременно устанавливает запрет для тех партий, деятельность которых имеет цель насильственного изменения существующего политического строя.

Государственное право и конституционное право это одно и тоже

Конституционный строй – это государственное устройство соответствующее действующей Конституции или определенная форма (способ) организации государства, закрепленный в его Конституции. Конституционное государство определяется политической, экономической и социальной сферой. Конституционный строй обеспечивает государству подчинение праву (правовое государство).

В демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством, и как саморегулирующаяся система, а конституционное государство – как управляющая система, которая в тоже время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.

Гражданское общество – система самостоятельных и независимых от государства общественных инструментов и отношений, которые обеспечивают реализацию интересов и потребностей индивидов и коллективов, жизнедеятельность социальной, культурной и духовных сфер общества, их воспроизводство и передачу от поколения к поколению.

Под основами конституционного строя понимают совокупность конституционных норм закрепляющих экономические, социальные и политические основы общественного устройства государства, в качестве главных устоев, которые призваны обеспечить РФ характер конституционного государства.

К основам КС можно отнести: демократизм, выражающийся в народном суверенитете; разделение властей; идеологическом и политическом многообразии; признание и гарантированность МСУ; правовое государство; признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. Дополнительные (свойственные не всем государствам) — федерализм, суверенность, республиканская форма правления.

Похожие вопросы

  • . Понятиеосновконституционного (общественного) строяЗС.
    Содержание экономических основобщественногостроя. КЗС в целом признаются и равным образом, одинаково защищаются разные формы хозяйствования, эк. Понятиеосновконституционного (общественного) строяЗС.
  • Конституционное право зарубежных стран — Содержание.
    Понятиеосновконституционного (общественного) строяЗС.
    Публичная собственность имеет целью удовлетворение общественных интересов. Ее субъектами выступают государственные и муниципальные образования.
  • Шпаргалки по конституционному праву зарубежных стран
    Понятиеосновконституционного (общественного) строяЗС.
    Действующая Конституция принята на специальной сессии Всекитайского собрания народных представителей. подробнее ».
  • Понятие, сущность, структура и классификация конституцийЗС.
    Каждая обладает специфичес. Понятие, сущность, структура и классификация конституцийЗС.
    По содержанию всякая конституция регулирует различные общественные отношения (основыконституционногостроя, права и свободы человека и гражданина, государственное.
  • Социальные основыобщественногострояЗС
    Правовое положение личности — это совокупность его прав, свобод и обязанностей. Речь идет о к. Социальные основыобщественногострояЗС. социальное государство, т.е.
  • . и принципы правового положения человека и гражданина в ЗС.
    Социальные основыобщественногострояЗС.
    Конституционные гарантии прав личности действительны тогда, когда они закреплены не только в. Понятие и принципы правового положения человека и гражданина в ЗС.
  • Конституционное право зарубежных стран — Порядок и способы.
    Понятиеосновконституционного (общественного) строяЗС. Конституционныйстрой – это государственное устройство соответствующее действующей Конституци. Порядок и способы принятия конституций и внесения в них изменений.
  • Конституционное право зарубежных стран — Понятие КП ЗС.
    Понятие КП ЗС как отрасли прав. КП ЗС – это есть основная отрасль права каждой страны
    Предметом КП ЗС являются 4 группы: основыконституционногостроя; конституционные права
    принципов воздействия на участников общественных отношений: дозволение.
  • Демократическое, правовое, социальное, светское государство в ЗС
    Социальные основыобщественногострояЗС.
    Демократическое государство – это основанное на признании таких устоев конституционногостроя, как народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, не отчуждаемость прав человека.
  • Конституционное право зарубежных стран — КП ЗС как наука.
    . комплекс теоретических проблем вытекающих первого конституционно-правового института – Основконституционногостроя; 4)
    Общая часть изучает основныепонятия и принципы КП ЗС.
    предмета изучения), статистический (количественный фактор общественных процессов).

найдено похожих страниц:10

§ 1. Конституционное право — отрасль права

Терминология. Государства современного мира характеризуются ог­ромным многообразием. Среди них есть государства-гиганты, например Китай с 1, 2 млрд. населения, и государства-карлики, например Респуб­лика Науру в Океании, где население не достигает и 8 тыс. человек;

экономически высокоразвитые страны, например США, и государства, где до сих пор в деревне преобладает патриархальное хозяйство (Респуб­лика Чад в Африке); страны с устойчивыми демократическими традиция­ми, например Франция, и государства с авторитарными (Индонезия) и даже тоталитарными (КНДР) режимами. В подавляющем большинстве стран (кроме тех, где вообще нет конституций, хотя и в них действуют нормативные принципиальные положения разного рода) наряду с други­ми отраслями права (гражданским, трудовым, уголовным и т.д.) сущест­вует конституционное право.

Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль дейст­вующего права, наука, учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода), содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих определенную группу обще­ственных отношений (прежде всего основы устройства общества и госу­дарства, правового положения личности). Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституцион­ного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Как учеб­ная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права — такой отрасли нет. Существует конституционное право той или иной страны, и в каждой из них — свое (французское, индийское, конго­лезское, бразильское, австралийское и др.). Следовательно, при употреб­лении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет об ответвлении от единой науки конституционного права, о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран мира (в настоящее время существует более 200 государств), а также об учебной дисциплине.

В различных странах конституционное право может иметь свой объект регулирования, а наука и учебный курс — свой предмет изуче­ния, но основное содержание этой отрасли права является в принципе одинаковым, сходным, аналогичным.

Объект регулирования конституционного права в зарубежных странах. Свое название конституционное право получило от особого юридического документа — конституции, которую официально (Герма­ния) или неофициально (Болгария) обычно называют основным законом. Однако конституционное право не сводится к конституции, а включает множество правовых актов — законов, принятых парламентом, указов и декретов президента, постановлений или ордонансов правительства, по­становлений конституционного суда или конституционного совета и т.д. В отличие от других отраслей права, каждая из которых имеет свой объект регулирования (имущественные и некоторые неимущественные отношения в гражданском праве, трудовые отношения — в трудовом, преступления и наказания — в уголовном и т.д.), правовые акты, относя­щиеся к конституционному праву, регулируют прежде всего наиболее значимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни общест­ва, государства, коллектива, личности. Эти акты в своей совокупности распространяются на все четыре главные сферы общественной жизни:

экономику, социальные отношения, политику, идеологию. Конституци­онное право регулирует основы социально-экономической структуры об­щества, его политической системы, духовной жизни и правового статуса личности. В социально-экономической сфере конституционное право оп­ределяет основы отношений собственности, социальную роль государст­ва и др., в политической сфере — создание и роль политических партий, избирательных объединений, организацию государства и т.д., в духовной сфере конституционное право может допускать плюрализм (множест­венность) идеологий, а может закреплять одну из них в качестве офици­альной, господствующей, единственной (например, марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна в Китае). Важнейшая часть конституционного права — основы правового положения личности: конституционные права, обязанности, их гарантии.

Таким образом, конституционное право как отрасль права регулирует основы связей в отношениях «личность — коллектив (имеются в виду коллективы публичного характера) — общество — государство». Их правовые отношения базируются на применении в соответствии с зако­ном государственной власти, имеют своей целью осуществление госу­дарственной власти, участие в ней, давление на нее в формах, определен­ных конституцией. Конституционное право как отрасль права — это сис­тема внутренне согласованных норм, закрепляющих и регулирующих основы социально-экономической структуры общества, его политичес-

кой системы, духовной жизни и правового статуса личности, обеспечива­ющих правовыми средствами условия для осуществления государствен­ной власти, участия в ней, борьбы за нее мирными, конституционными средствами. Нормы конституционного права регулируют основы право­вого статуса личности, принципы общественного и государственного строя, форму государства, способы осуществления представительной и непосредственной демократии (избирательную систему, референдум), организацию и деятельность законодательной, исполнительной и судеб­ной власти, основы местного самоуправления и управления.

Сказанное об объекте конституционного права характеризует его ос­новное содержание, глобальную тенденцию. В отдельно взятых странах, неодинаковых по своим условиям, эта тенденция проявляется по-разно­му. В старых конституциях (например, в конституции США 1787 г.’) вопросы общественного строя, духовной жизни общества, а нередко и многие важные стороны правового положения личности (социально-эко­номические права) регулируются в минимальной степени, основное же внимание уделяется органам государства, их взаимоотношениям. Новей­шие конституции, принятые после второй мировой войны (например, конституция Италии 1947 г.), особенно в последние годы (конституции Бразилии 1988 г., Узбекистана 1991 г., Перу 1993 г., Казахстана 1995 г., Украины 1996г., Белоруссии 1996г. и др.), более полно отвечают данно­му выше определению объекта конституционного права (некоторые из них разрабатывались под определенным влиянием социалистических концепций об объекте конституционного регулирования). Однако, как отмечалось, действующее конституционное право не сводится только к конституции, оно включает множество других правовых актов, а эти акты, в том числе и в США, в той или иной степени относятся к основам всех главных сфер общественной жизни. Объект регулирования консти­туционного права в целом в странах современного мира более или менее одинаков.

Место конституционного права в системе права зарубежных стран. Все главные сферы общественной жизни и их основы в комплексе регулируются только конституционным правом. Остальные отрасли права касаются лишь отдельных сторон или хотя и принципиальных, но отдельных вопросов (например, собственность в гражданском праве, ох­рана природы в экологическом праве). Регулируя в комплексе основы жизни общества, конституционное право тем самым играет централь­ную, ведущую роль во всей правовой системе. Нормы конституционного права, особенно конституций, являются исходными для других отраслей права, развиваются в этих отраслях. Статья 29 конституции Японии

1 Здесь и ниже указаны даты принятия конституций, а не вступления их в силу

1946 г., гласящая, что «право собственности не должно нарушаться», служит основой для регулирования различных отношений собственнос­ти в гражданском праве (в договорах купли-продажи, залога, наследова­ния и т.д.). Принцип независимости суда и подчинения его только закону, содержащийся во многих конституциях (конституциях Болгарии 1991 г., Литвы 1992 г., Белоруссии 1996 г. и др.), является исходным для многих норм уголовно-процессуального и гражданского процессуального права. Число таких примеров можно увеличить, приведя иллюстрации, относя­щиеся к трудовому, финансовому, земельному и другим отраслям права.

Соотношение конституционного, публичного, государственного права находится в иной плоскости, чем отмеченные выше связи консти­туционного права и других отраслей права. Конституционное право — основная часть публичного права. Термин «публичное право» имеет со­бирательное значение. По традиции, идущей от римских юристов, в со­став публичного права включаются те отрасли, в которых доминирует регулирование не частных отношений, а публичной сферы жизни: кон­ституционное, административное, финансовое, уголовное право и др. Некоторые отрасли, и прежде всего гражданское право, относятся к частному праву. Это деление в значительной мере условно, особенно в современную эпоху, когда наблюдается вмешательство государства в регулирование различных сфер жизни, ранее остававшихся за его преде­лами. В гражданском, торговом, семейном праве также есть существен­ные элементы публично-правового регулирования.

В некоторых странах (в Германии, ранее в СССР) наряду с термином «конституционное право» используется термин «государственное право». Часто содержание этих отраслей права совпадает, в сущности, это одна и та же отрасль, но иногда они отличаются -друг от друга, и главным образом по объему. Считается, что, с одной стороны, конститу­ционное право шире государственного, так как конституция включает нормы, относящиеся к собственности, семье, охране природы и т.д., а законодательство, относящееся к конституционному праву, развивает эти исходные положения. С другой стороны, шире государственное право, выходящее за пределы конституционных норм, включающее мно­гие вопросы государственного управления, административного, финан­сового права. Впрочем, в последние годы в Германии издавались работы, объединяющие под одним заголовком конституционное и государствен­ное право.

Особенности норм конституционного права. Нормы конституци­онного права, как и другие правовые нормы, — это общеобязательные правила, установленные главным образом нормативными правовыми ак­тами (законами, указами и др.) и обеспечиваемые государственным при­нуждением. Лишь в сравнительно редких случаях такие нормы создают-

ся иначе — путем судебного прецедента, конституционного обычая — или не обеспечиваются судебной защитой (тот же конституционный обы­чай, социально-экономические права личности в некоторых странах). В статье конституции или закона может содержаться всего одна норма. Такова, например, ст. 102 Основного закона ФРГ (Германии) 1949 г. («Смертная казнь отменяется»). Вместе с тем в статье или даже в одном предложении статьи может содержаться несколько норм конституцион­ного права. Так, в ст. 3 французского закона 1962 г. о выборах президента республики в одном из предложений устанавливается: «Не позднее чем за 15 дней до первого тура выборов президента республики правительст­во публикует список кандидатов». Эта статья содержит различные пра­вила: возлагает обязанность такой публикации на правительство (а не на другой орган, например избирательную комиссию), устанавливает срок для этого. Из цитированного предложения статьи следует множество выводов: о невозможности иного официального опубликования списка кандидатов, о том, что список должен быть единым, что разновременная публикация фамилий кандидатов исключается и т.д.

В отличие от отраслей частного права, где используется, как правило, диспозитивный метод регулирования (сторонам предоставляется воз­можность выбора того или иного варианта поведения), в конституцион­ном праве доминирует императивный (повелительный) метод. Боль­шинство норм конституционного права, будучи тесно связанными с властеотношениями, имеют предписывающий, запрещающий, обязывающий характер. Они повелевают лишь определенное поведение (нормы-веле­ния), как это имеет место в цитированных выше статьях. Реже использу­ются нормы-дозволения (они широко применяются и являются основны­ми лишь при регулировании основ правового статуса личности). В целом в конституционном праве доминируют отношения субординации (подчи­нения), отношения же координации (согласования) применяются реже. Тем не менее в конституционном праве есть и диспозитивные нормы. Такова, например, ст. 94 итальянской конституции 1947 г., устанавли­вающая, что каждая палата парламента может выразить доверие прави­тельству или отказать в нем путем поименного голосования. В последнем случае президент республики может уволить правительство в отставку или распустить парламент с назначением даты новых выборов, т.е. реше­ние вопроса о коллизии парламента и правительства отдается на усмот­рение избирателей.

Названные выше нормы — это нормы-правила. При возникновении соответствующих юридических фактов — событий, состояний, дейст­вий (в нашем примере это факт голосования в парламенте по вопросу о доверии) эти нормы порождают соответствующие правоотношения (в нашем примере между парламентом, правительством, президентом). Ре-14

ализуются такие нормы в результате преобразования правовых пред­писаний в фактическое поведение участников общественных отноше­ний причем при применении норм-правил это происходит наиболее очевидным образом.

В конституционном праве много и норм-принципов, реализация кото­рых имеет опосредованный характер. Они получают свое развитие и наполняются конкретным содержанием в других статьях конституции, в актах иных отраслей права, в деятельности органов государства. Напри­мер, ст. 17 конституции Китая 1982 г. устанавливает принцип социализ­ма: «От каждого — по способностям, каждому — по труду». Сам этот лозунг непосредственно правовых последствий не порождает, но он при­зван служить руководящим принципом общественной и государственной жизни, поведения людей в обществе. В некоторых конституциях содер­жатся нормы-цели (целеполагание было особенно характерно для основ­ных законов стран тоталитарного социализма, провозглашавших цели строительства социалистического и коммунистического общества). Су­ществуют и нормы-символы. Так, ст. 1 конституции Гвинеи 1990 г. уста­навливает «девиз республики»: «Труд, справедливость, солидарность». Есть нормы-определения: ст. 2 конституции Франции определяет госу­дарство как неделимую, светскую, социальную и демократическую рес­публику. Особый характер имеют положения преамбулы (введения) кон­ституции. Обычно считается, что такие положения не нормативны, но содержат исходные начала для понимания сути данной конституции.

Структура норм конституционного права тоже имеет свои особеннос­ти. Санкции в нормах конституционного права встречаются редко (они обычно названы в актах других отраслей права), а если и имеются, то обычно носят политический характер: отставка правительства, отреше­ние от должности президента и т.д. Уголовная ответственность может быть предусмотрена лишь за определенные преступления и формулиру­ется в самом общем виде (например, за государственную измену или взяточничество президента), но наступает она лишь после отрешения от должности и, как и для обычного гражданина, по нормам уголовного права. Гражданская ответственность высших должностных лиц за нане­сение ущерба гражданам в результате незаконных действий при испол­нении служебных обязанностей тоже может быть предусмотрена кон­ституцией, но наступает она по нормам гражданского права. Что касает­ся гипотезы (условия применения нормы), то она также редко имеет словесное выражение в актах конституционного права и обычно подразумевается или формулируется косвенным образом.

Институты конституционного права в зарубежных странах Нормы конституционного права, как и других отраслей права, с одно] стороны, объективно, а с другой — по воле ученых-систематизаторов

соединяются в отдельные группы. Например, одна группа норм относит­ся к вопросам гражданства (приобретение гражданства, утрата граждан­ства, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д.), другая регулирует положение главы государства (порядок выборов пре­зидента, его полномочия, досрочное отрешение от должности и т.д.), третья — личные свободы граждан (неприкосновенность личности, жи­лища, тайну переписки и т.п.). Такие объединения норм образуют ин­ституты конституционного права. Институт конституционного права — это система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институты конституционного права в зарубежных странах в общем совпадают с институтами, которые вычленяются в российском конституционном праве: институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни об­щества, правового статуса личности, формы государства, избирательно­го права, референдума, парламента, главы государства, правительства, местного самоуправления и др. Нередко членения бывают и более дроб­ными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт прав человека, форм правления, правового положения депутата, институт ответственности правительства), кото­рые рассматриваются как подынституты, а последние могут дробиться и дальше.

Названные выше институты существуют, однако, не во всех зарубеж­ных странах. В тех странах мусульманского фундаментализма, где в соответствии с принципами ислама создание политических партий не разрешается, политическая система ограничивается, по существу, госу­дарственными органами и особый институт политической системы не складывается. С другой стороны, есть страны, где реально существую­щая социально-экономическая структура общества не нашла достаточ­ного выражения в нормах конституций, не стала особым институтом конституционного права (например, в султанате Бруней и даже в США). Вместе с тем в конституционном праве зарубежных стран есть такие институты, которых нет в России. Во многих из этих стран они связаны с существованием монархии. Особые институты, связанные с провозгла­шением господства социалистической собственности, идеей советов как единственных полновластных органов, с руководящей ролью коммунис­тической партии в обществе и государстве, существуют в странах тота­литарного социализма (КНДР, Куба и др.).

Конституционно-правовые отношения и субъекты этих отно­шений в зарубежных странах. В результате юридических фактов на основе действия норм конституционного права между различными сто­ронами возникают конституционно-правовые отношения. Их участники

называются субъектами конституционного права. В конституционном праве не используется деление субъектов на физических и юридических лиц, как, например, в гражданском праве. В нем принята своя классифи­кация. В наиболее обобщенном виде в число субъектов конституционно-правовых отношений обычно включаются: 1) социальные и националь­ные общности (народ, являющийся источником власти, нации и иные этнические группы, имеющие право на самоопределение, классы в стра­нах тоталитарного социализма и др.); 2) государство и его составные части (например, субъекты федерации в Германии или автономные об­разования в Китае); 3) основные органы государства (глава государст­ва — император в Японии, президент в США, парламент в Великобрита­нии, кабинет министров в Индии, народный защитник в Испании и т.д.);

4) общественные объединения и коллективы граждан публичного ха­рактера, т.е. те, которые участвуют в политике, а не занимаются, скажем, извлечением прибыли, как акционерные общества (например, партии, выдвигающие кандидатов на выборах в органы государства, в Бразилии или группы избирателей в Швейцарии, обладающие правом народной законодательной инициативы, — см. ниже); 5) депутаты представи­тельных органов, обладающие, например, правом депутатского вопроса к представителям исполнительной власти; 6) органы местного самоуп­равления и управления (например, советы графств в Великобритании, мэры городов во Франции); 7) индивиды (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с множественным гражданством — каждая из этих категорий населения обладает своим объемом конституционных

Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной от­расли права в подавляющем большинстве стран (исключение составляют некоторые мусульманские государства) служит конституция — основ­ной закон. К другим источникам относятся:

1) законы — конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее), органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента), чрезвычайные (согласно самой конституции, эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламен­та продлить этот срок);

2) внутригосударственные публично-правовые договоры (напри­мер, национальный пакт 1943 г. в Ливане о распределении высших госу­дарственных должностей между приверженцами разных религий, согла-

шение о разделении Чехо-Словакии с 1 января 1993 г. на Чехию и Слова­кию, Конституционное соглашение между президентом и парламентом Украины 1995 г.. Конституционный договор 1996 г. между Молдавией и самопровозглашенной Приднестровской республикой о том, что послед­няя остается республикой в составе Молдавии);

3) регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутрен­нюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одоб­рения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай);

4) акты главы государства и исполнительной власти (указы мо­нархов, декреты президентов, постановления правительства, акты мини­стров, некоторых ведомств, например постановления центральной изби­рательной комиссии о порядке составления списков избирателей). Осо­бая роль среди актов исполнительной власти принадлежит актам, имею­щим силу закона (они издаются на основе рассматриваемого ниже деле­гирования полномочий парламентом (как, например, в Великобрита­нии), или на основе принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти (Италия), или в соответствии с исключительны­ми полномочиями президента (Франция);

5) акты. органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные тол­кования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;

6) судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве) — ре­шения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся ос­новой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам. В некоторых странах судебные прецеденты не признаются источ­никами права, т.е., по существу, не являются прецедентами. Во Франции Гражданский кодекс запрещает судам формулировать нормы права, но они делают это, особенно в области административного права; такие нормы создает и конституционный совет, в частности по вопросу о пра­вах личности;

7) конституционный обычай — сложившееся в практике единооб­разной деятельности органов государства правило, имеющее устный ха­рактер, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писаных конституций;

8) религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о пре­столонаследии. В единичных мусульманских странах конституцию заме-

няет Коран — священная книга, содержащая, по преданию, записи про­поведей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоя­щим выше конституции;

9) правовая доктрина (редко и лишь в отдельных странах суды основывают свои решения по конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

10) международно-правовые акты, например Европейская конвен­ция о правах человека 1950 г.. Договор ФРГ и ГДР о процедуре объ­единения Германии и проведении выборов в парламент 1990 г., Маа­стрихтский договор 1992 г. о Европейском союзе, предусматривающий наряду с национальным гражданством единое европейское гражданство в государствах-членах. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую деклара­цию прав человека 1948 г., принятую ООН, Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, принятые в 1966 г. и вступившие в силу после необходимого числа ратификаций в 1976 г. (далее — Международные пакты о правах человека).

На локальном уровне — в субъектах федерации, автономных образо­ваниях — действуют свои источники конституционного права (напри­мер, конституции штатов в США, конституция Занзибара в Танзании, конституция Автономной Республики Крым на Украине). В городах не­редко имеются свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

Во многих развивающихся странах актами, регулирующими принци­пиальные вопросы (например, реорганизацию федерации в Нигерии, из­менение формы правления в Эфиопии), были акты военных и революци­онных советов — временных органов власти, создававшихся после оче­редного военного переворота (декреты, прокламации и т.д.). Иногда важ­нейшее конституционное (и даже надконституционное) значение имели национальные хартии (Алжир), революционные хартии (Мадагаскар), акты правящих (единственных) партий (Конго, Заир и др.).