Комментарии ст 164 ук рф

Статья 161. Заявление о фальсификации доказательства

1. Если лицо, участвующее в деле, обратится в арбитражный суд с заявлением в письменной форме о фальсификации доказательства, представленного другим лицом, участвующим в деле, суд:

1) разъясняет уголовно-правовые последствия такого заявления;

2) исключает оспариваемое доказательство с согласия лица, его представившего, из числа доказательств по делу;

3) проверяет обоснованность заявления о фальсификации доказательства, если лицо, представившее это доказательство, заявило возражения относительно его исключения из числа доказательств по делу.

В этом случае арбитражный суд принимает предусмотренные федеральным законом меры для проверки достоверности заявления о фальсификации доказательства, в том числе назначает экспертизу, истребует другие доказательства или принимает иные меры.

2. Результаты рассмотрения заявления о фальсификации доказательства арбитражный суд отражает в протоколе судебного заседания.

Комментарий к статье 161 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. В арбитражном суде нередко стороны заявляют о фальсификации доказательств другими лицами, участвующими в деле (чаще всего противоположной стороной). Однако в комментируемой статье говорится не о любом заявлении, а только о тех случаях, когда лицо, участвующее в деле, обращается к суду с письменным заявлением о фальсификации доказательства, представленного другим лицом, участвующим в деле. Как следует из ч. 1 комментируемой статьи, субъектами, заявляющими ходатайство о фальсификации доказательств, а также субъектами, которых возможно обвинить в фальсификации доказательств, могут быть лишь лица, участвующие в деле (ст. 40 АПК РФ):

— заявители и заинтересованные лица — по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных предусмотренных АПК РФ случаях;

— прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд, в случаях, предусмотренных АПК РФ. Вместе с тем к данным лицам можно отнести и представителей.

В комментируемой статье не дается определения фальсификации доказательства, однако данное понятие вытекает из уголовного права и судебной практики по уголовным делам — умышленное искусственное создание доказательства обстоятельства, подлежащего доказыванию по делу . В научно-практической литературе под фальсификацией доказательства понимается «подделка либо фабрикация вещественных и (или) письменных доказательств (документов, протоколов и т.п.)» . С таким определением согласиться нельзя, так как нет оснований ограничивать фальсификацию лишь письменными и вещественными доказательствами, подделка, фабрикация возможны и в отношении заключения эксперта и показаний свидетеля, изложенных в письменной форме. Фальсификация доказательств предполагает внесение в доказательства недостоверных сведений, изменение содержания документа или в целом фабрикацию документа. Мотив фальсификации доказательств — личная заинтересованность (выигрыш дела в арбитражном суде, корысть и пр.). В судебной практике также приводится определение фальсификации: сознательное искажение представляемых доказательств путем их подделки, подчистки, внесения исправлений, искажающих действительный смысл, или ложных сведений .

Определение ВС РФ от 21 февраля 2006 г. по делу N 9-о06-2.

См.: Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Ф. Яковлева, М.К. Юкова. С. 465.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 января 2005 г. по делу N Ф03-А51/04-1/3756.

Отсюда следует, что объективная сторона фальсификации — это подделка, фабрикация, искусственное создание любого доказательства по делу. Субъективная сторона фальсификации доказательств может быть только в форме прямого умысла. Субъекты фальсификации доказательств — лица, участвующие в деле, рассматриваемом арбитражным судом.

2. При поступлении заявления от лица, участвующего в деле, о фальсификации доказательства другим лицом, участвующим в деле, суд должен совершить определенные действия, перечисленные в ч. 1 комментируемой статьи. Во-первых, суд должен разъяснить уголовно-правовые последствия такого заявления лицу, которое утверждает, что налицо фальсификация доказательства. В данном случае суд разъясняет содержание ч. 1 ст. 303 УК РФ, согласно которой фальсификация доказательств по гражданскому делу лицом, участвующим в деле, или его представителем наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев. В то же время суд должен разъяснить уголовно-правовые последствия, если будет установлено, что доказательство не было сфальсифицировано. В этом случае при умышленных действиях лица может последовать привлечение к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос о совершении преступления. Закон предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 120 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок от 180 до 240 часов, либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет, либо ареста на срок от трех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет. Точно так же возможно привлечение к уголовной ответственности за совершение деяния, предусмотренного ст. 129 УК РФ (клевета), т.е. распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, наказываемое штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Во-вторых, в зависимости от решения лица, участвующего в деле и представившего оспариваемое доказательство, это доказательство либо исключается из дела, либо проводится проверка обоснованности заявления о фальсификации доказательства. Так, если лицо, представившее оспариваемое доказательство, согласно на его исключение из рассмотрения в деле, то доказательство исключается. Если же лицо, представившее это доказательство, заявило возражения относительно его исключения из числа доказательств, то суд обязан проверить заявление о фальсификации доказательства, чтобы избежать исследования недопустимого и недостоверного доказательства, которым, безусловно, является сфальсифицированное доказательство (при условии доказанности фальсификации).

Среди мер по проверке фальсификации доказательств закон указывает проведение экспертизы доказательства, истребование других доказательств или принятие иных мер. Если назначение экспертизы необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе (ч. 1 ст. 82 АПК РФ). Это одно из исключений из принципа диспозитивности, когда экспертиза назначается не по ходатайству лиц, участвующих в деле, а по инициативе суда. Чаще всего проводится почерковедческая экспертиза (в случае, когда оспаривается выполнение документа или подписи конкретным лицом и т.д.), экспертиза давности выполнения документа. Заключение экспертизы либо подтвердит, либо опровергнет доводы о фальсификации доказательств.

Например, А.М. Шимолин и ООО «СибЦМА», допущенные арбитражным судом к участию в деле N А74-3266/02-К1 в качестве кредиторов должника, воспользовались правом, предоставленным им ч. 1 комментируемой статьи. В связи с этим 11 ноября 2004 г. А.М. Шимолин и представитель И.В. Охотников, действовавший в интересах ООО «СибЦМА» по доверенности от 5 ноября 2004 г., обратились в арбитражный суд с заявлениями в письменной форме о фальсификации доказательства — договора уступки товарного знака от 2 июня 2000 г., представленного ОАО «Элха» и приобщенного к материалам дела в форме копии, удостоверенной нотариусом.

В соответствии с п. 2 ч. 1 комментируемой статьи оспариваемое доказательство исключается из числа доказательств по делу лишь при получении на это согласия лица, его представившего.

Поскольку такого согласия от ОАО «Элха» не было получено, арбитражный суд в силу п. 3 ч. 1 комментируемой статьи проверил обоснованность заявления о фальсификации.

Проверка достоверности заявления о фальсификации доказательства осуществляется путем принятия мер, предусмотренных федеральным законом, в том числе арбитражный суд назначает экспертизу, истребует другие доказательства или принимает иные меры.

Поэтому арбитражный суд правомерно с учетом положений ст. ст. 82 и 161 АПК РФ назначил по делу почерковедческую экспертизу, определив круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза .

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 марта 2005 г. N А74-3266/02-К1-Ф02-5803/04-С2.

Суд может также истребовать другие доказательства, предложить лицу, которое обвиняют в фальсификации доказательства, представить дополнительные доказательства, подтверждающие либо достоверность оспариваемого доказательства, либо наличие (отсутствие) фактов, в подтверждение (отрицание) которых представлено спорное доказательство, и пр. Например, если ответчик полагает, что в договоре фальсифицирована подпись лица, его подписавшего, то суд может вызвать лицо, подписавшее договор, для уточнения факта принадлежности подписи. Возможно предложить лицу, заявившему о фальсификации доказательства, представить другие доказательства, подтверждающие фальсификацию спорного доказательства. В нашем примере это могут быть образцы подписи данного лица. Сопоставление доказательств позволит суду прийти к выводу о характере спорного доказательства.

3. Результаты рассмотрения заявления о фальсификации доказательства арбитражный суд отражает в протоколе судебного заседания (ч. 2 комментируемой статьи).

Проверка использования средств на оплату труда в государственных (муниципальных) учреждениях

Затраты на оплату труда имеют наибольший удельный вес в общей сумме всех расходов государственного (муниципального) учреждения. Именно по этой причине проверка произведенных организацией затрат на выплаты работникам в соответствии с трудовым законодательством может быть выделена как самостоятельный ее объект либо являться частью вопросов общей программы проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Здесь мы обратим внимание читателей на некоторые ошибки и нарушения, которые выявляются по результатам контрольных мероприятий и влекут за собой материальную, административную ответственность и судебные разбирательства.

style=»display:inline-block;width:240px;height:400px»
data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″
data-ad-slot=»1061076221″>

Предмет проверки. При проведении контрольного мероприятия перед проверяющим лицом ставится задача проверить основные вопросы, относящиеся к объекту проверки:
— соответствие системы оплаты труда учреждения требованиям ст. 8, 135, 144, 371 и 372 ТК РФ и других нормативных правовых документов;

— правильность составления штатного расписания с учетом утвержденной структуры, выделенного фонда оплаты труда, нормативной численности;
— наличие утвержденного в установленном порядке штатного расписания, соответствие фактической структуры и численности работников учреждения утвержденному штату;
— правильность установления должностных окладов и надбавок к заработной плате в соответствии с законодательством РФ;
— правильность применения и начисления районного коэффициента и северных надбавок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
— обоснованность расходования средств на премирование и оказание материальной помощи работникам проверяемых организаций;
— правильность определения среднего заработка для расчета отпускных сумм и других выплат;
— полнота и своевременность выплаты заработной платы и других социальных выплат за счет средств бюджета.
Перечень документов, подлежащих проверке. Он определяется программой проверки. Однако вне зависимости от сферы деятельности государственного (муниципального) учреждения будут затребованы кадровые документы (приказы о приеме на работу, увольнении, сокращении, переводе, уходе в отпуск),положение об оплате труда, коллективный договор, штатное расписание и документы по расчету зарплаты и иных выплат, к которым, в частности, относятся:
— журнал операций расчетов по оплате труда;
— табели учета использования рабочего времени и расчета зарплаты;
— карточки-справки по начислению зарплаты в разрезе конкретных работников (лицевые счета), расчетно-платежные ведомости.
Напомним, что расчеты с сотрудниками по оплате труда и прочим выплатам концентрируются на счетах:
— 302 11 «Расчеты по заработной плате» (обоснованность расчетов по зарплате);
— 302 12 «Расчеты по прочим выплатам» (обоснованность расчетов по компенсациям и иным аналогичным выплатам);
— 304 02 «Расчеты с депонентами» (обоснованность расчетов по зарплате, стипендиям, не полученным в срок).
Все результаты проведенной проверки фиксируются в акте проверки. Ниже приведем перечень ошибок и нарушений, которые встречаются при проверке расходов на оплату труда.
Нарушения, выявляемые при проверке расходов на оплату труда. Как было отмечено выше, проверка расходов на оплату труда и иных выплат начинается с изучения документов, которые служат основанием для осуществления расчетов между работодателем и работником. На первом этапе проводится правовая оценка осуществления выплат. В случае обнаружения несоответствия, а также выявления каких-либо нарушений встает вопрос об обоснованности всех произведенных расходов на выплату зарплаты и иных выплат, обусловленных трудовым договором. Напомним, что зарплата выплачивается работникам, принятым на должности, предусмотренные штатным расписанием. Оплата труда штатным работникам осуществляется в соответствии с нормами ст. 129, 135, 144 ТК РФ.
В силу ст. 144 системы оплаты труда в государственных учреждениях субъектов РФ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Таким образом, основополагающим документом для выплаты заработной платы является положение по оплате труда, которое разрабатывается на основании нормативно-правовых актов субъекта РФ.
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются к должностным окладам, ставкам зарплаты работников в пределах фонда оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников. Их перечень (для учреждений) утверждается нормативным актом субъекта РФ. Например, для казенных, бюджетных, автономных учреждений Нижегородской области такой перечень утвержден Приказом департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области от 18.06.2008 N 230 (см. Постановление Правительства Нижегородской области от 23.07.2008 N 296).
Выплаты стимулирующего характера являются составной частью зарплаты. Они устанавливаются к должностному окладу и выплачиваются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы. Критерии утверждаются руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников. Как отмечается в Постановлении ФАС ВВО от 09.06.2014 по делу N А11-3916/2013, если критерии не выполняются, то платить стимулирующие надбавки неправомерно.
Аналогичного подхода в части правомерности следует придерживаться в отношении компенсационных выплат. Как указано в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016 N 10АП-11360/2016 по делу N А41-85751/15, если по итогам проведения аттестации рабочих мест (в настоящее время – специальная оценка условий труда) не установлены вредные (опасные) условия труда, то работникам не устанавливается повышенный размер оплаты труда и не предоставляется дополнительный отпуск.
Нередко на практике выявляются случаи злоупотребления руководящих работников своим служебным положением. В качестве примера приведем Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 30.03.2016 по делу N 33-1307/2016. Сотрудник, занимая руководящую должность в образовательном учреждении, по личной заинтересованности издал приказ о приеме на работу третьего лица, которое служебных обязанностей не исполняло. При этом он утверждал табели учетного времени, проставлял якобы отработанные названным лицом часы, создал условия для начисления ему заработной платы. Преступными действиями данного руководителя был нанесен ущерб бюджету муниципального района.
Аналогичное нарушение рассмотрено в Апелляционном определении Свердловского областного суда от 22.06.2016 по делу N 22-5192/2016. Должностному лицу по приговору суда назначено наказание по ч. 3 ст. 160 УК РФ.
Одним из видов злоупотребления служебным положением является установление руководителем учреждения самому себе стимулирующих надбавок и премий, не предусмотренных трудовым договором, а также без согласия и без наличия распоряжений вышестоящей организации, которое судом будет признано неправомерным расходованием бюджетных средств (см. постановления ФАС СЗО от 10.05.2011 N А42-2180/2010, от 23.05.2011 N А03-13370/2010).
Следующим нарушением, которое выявляется при проверках, является нецелевое использование бюджетных средств на оплату труда и иные выплаты, осуществляемые в соответствии с ТК РФ. Напомним, что на основании ст. 306.4 БК РФ (гл. 30) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным:
— законом (решением) о бюджете,
— сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Из норм приведенной статьи следует, что если государственное (муниципальное) учреждение получило бюджетное финансирование на определенные цели, то оно обязано придерживаться порядка их целевого использования. В качестве примера приведем Постановление АС ВВО от 08.05.2015 N Ф01-1013/2015 по делу N А38-1963/2014. Как следует из материалов проверки, учреждение произвело оплату суточных, найма жилого помещения в период служебных командировок аттестованным сотрудникам колонии, имеющим специальные звания, за счет средств, выделенных по виду расходов 112 «Иные выплаты персоналу казенных учреждений, за исключением фонда оплаты труда». Указанные расходы нужно было производить по виду расходов 134 «Иные выплаты персоналу и сотрудникам, имеющим специальные звания». Названное нарушение контрольный орган квалифицировал как нецелевое использование бюджетных средств.
Суд подтвердил, что в данном случае учреждение допустило нецелевое использование бюджетных средств, обосновывая это тем, что наименование и содержание видов расходов 112, 134 не предполагают положений, позволяющих с равным основанием отнести спорные расходы на обе статьи, напротив, определенно предусматривают необходимость применения вида расходов 134.
Аналогичное нарушение рассматривалось в Постановлении Камчатского краевого суда от 28.01.2015 N 4-А-426. Учреждением была произведена оплата расходов по виду расходов 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда» на уплату штрафов и сборов при возврате ранее приобретенного авиабилета для проезда к месту командирования и обратно. Данные расходы подлежали отражению по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд». Таким образом, действия должностного лица учреждения образуют объективную сторону состава административного правонарушения по ст. 15.14 КоАП РФ.
Помимо нецелевого использования бюджетных средств, выявляются аналогичные нарушения в виде неправомерного расходования средств ОМС. В качестве примера приведем Определение ВС РФ от 25.06.2015 N 305-ЭС15-2234 по делу N А41-26768/14. Суть выявленного нарушения заключалась в выплате зарплаты логопедам, которые не участвуют в реализации территориальной программы ОМС.
В другом Постановлении АС ВВО от 27.08.2015 N Ф01-3251/2015 по делу N А31-8803/2014 контрольным органом (ТФОМС) была выявлена выплата зарплаты специалистам, не имеющим действующих сертификатов по соответствующей специальности. Суд на основании пп. 1 п. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», тарифного соглашения данные действия квалифицировал как нецелевое использование средств ОМС.
В Постановлении АС ВВО от 20.05.2016 N Ф01-1633/2016 по делу N А31-5603/2015 суд поддержал вывод ТФОМС, что выплата разовых премий медицинскому персоналу, не отнесенных к гарантированной заработной плате, является нецелевым использованием средств ОМС. Напомним, что согласно п. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» за использование медицинской организацией не по целевому назначению средств, перечисленных ей по договору на оплату медицинской помощи, она уплачивает:
— штраф в размере 10% суммы нецелевого использования средств;
— пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Очень много нарушений выявляется в части применения отдельных положений ТК РФ. Отдельные из них подробно рассмотрены в главе 8 «Контроль, осуществляемый Рострудом», поэтому в рамках данного материала мы остановимся:
— на нарушении положений ст. 133 ТК РФ в части общего размера заработной платы, который при соблюдении положении данной статьи не может быть менее МРОТ;
— на незаконности удержаний, производимых из зарплаты работников.
Как отмечается в Апелляционном определении Забайкальского краевого суда от 13.04.2016 по делу N 33-1679/2016, устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать положения ч. 3 ст. 133 ТК РФ. Напомним, что указанные положения гарантируют работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), зарплату не ниже МРОТ. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны начисляться на размер заработной платы, составляющий не менее установленного федеральным законодательством МРОТ.
Поскольку судом было установлено, что работодателем не выполнены обязательства по выплате зарплаты работникам в соответствии со ст. 133 ТК РФ, их требования в части нарушенных прав были удовлетворены в полном объеме.
Аналогичные разъяснения приведены в Обзоре ВС РФ практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом ВС РФ 26.02.2014, определениях ВС РФ от 17.05.2013 N 73-КГ13-1, от 21.12.2012 N 72-КГ12-6.
Обратите внимание: в 2016 году МРОТ был повышен дважды. С 01.01.2016 он составлял 6 204 руб. (Федеральный закон от 14.12.2015 N 376-ФЗ), с 01.07.2016 – 7 500 руб. (Федеральный закон от 02.06.2016 N 164-ФЗ). Поэтому во избежание нарушений рекомендуем проверить порядок расчета заработной платы с указанных дат.
Ни для кого не секрет, что при расчете заработной платы, отпускных, социальных пособий допускаются и счетные, и технические ошибки. Так, если работнику была излишне выплачена зарплата, удержания из сумм, причитающихся ему, для погашения задолженности могут производиться только вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Роструда от 01.10.2012 N 1286-6-1.
Как отметил суд, из буквального толкования норм действующего трудового законодательства следует, что счетной нужно считать ошибку, допущенную в арифметических действиях. В то же время технические ошибки, совершенные по вине работодателя, ошибки используемой им программы, неправильное применение норм права, неправомерное начисление излишних сумм счетными ошибками не являются. Таким образом, удержать излишне выплаченную работнику зарплату вследствие сбоя компьютерной программы без согласия работника нельзя, поскольку данные действия будут неправомерными (см. Апелляционное определение Мурманского областного суда от 22.07.2015 N 33-2153-2015).
Зачастую незаконные удержания из зарплаты производятся при увольнении. Напомним, что в силу положений ст. 137 ТК РФ удержания из зарплаты работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться при его увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Если работодатель при увольнении сотрудника не произвел удержание сумм оплаты за неотработанные дни отпуска, то он не вправе взыскать эти суммы с бывшего сотрудника в судебном порядке, за исключением случаев недобросовестности в действиях названного лица или счетной ошибки (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 29.07.2015 по делу N 33-4733/2015).
Следующим нарушением, на которое бы хотелось обратить внимание, является несоблюдение порядка удержания из зарплаты сумм материального ущерба. Напомним, что взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя (ст. 248 ТК РФ). Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом. В качестве примера приведем Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 02.03.2016 по делу N 33-2830/2016. В связи с ненадлежащим исполнением работником своих должностных обязанностей, выразившимся в использовании в офисных помещениях организации нелицензионного программного обеспечения, был причинен материальный ущерб. Как указали судьи, поскольку факт причинения ответчиком материального ущерба работодателю нашел свое подтверждение, за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка в соответствии со ст. 241 ТК РФ. Больший размер удержать организация не вправе.
Подводя итог всему вышесказанному, отметим: несмотря на строгую регламентацию порядка начисления и выплаты заработной платы, экономические службы государственных (муниципальных) учреждений допускают большое количество нарушений, влекущих за собой дисциплинарную, административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность. Руководствуясь изложенной выше информацией, бухгалтеры смогут своевременно выявить и устранить нарушения, допущенные ими при начислении и выплате заработной платы сотрудникам.

Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений – 2016 (под общ. ред. д.э.н. Ю.А. Васильева). – «БиТуБи», 2016 г.

Правила проведения открытого конкурса по управлению МКД

Необходимость, порядок и сроки проведения открытого конкурса по выбору управляющей компании для управления многоквартирными домами регламентированы Постановлением Правительства РФ №75 от 06.02.2006 года. О правилах проведения и процедуре конкурса и поговорим.

Общие положения

Основанием для проведения открытого конкурса служит ст.162 ЖК РФ. При этом следует помнить, что собственники помещений в МКД правомерны провести собрание по выбору способа управления своим домом до и во время проведения открытого конкурса пока не объявят его победителя.

Участником конкурса может стать ИП или юридическое лицо. Предметом конкурса выступает право заключения договора управления МКД. Объектом торгов является стоимость обязательных и дополнительных работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.

Победителем открытого конкурса станет та управляющая компания, которая за указанный организатором размер платы предложит наибольший объем работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.

Здесь нужно отметить, что согласно последним изменениям в Правилах проведения открытого конкурса по выбору УК, закрепленным в Постановлении Правительства РФ №191 от 04.03.2015 года, в конкурсной документации должен содержаться список дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту с требованиями к объемам, качеству и периодичности их выполнения. Организатор конкурса самостоятельно определяет расчетную стоимость каждой дополнительной работы и услуги.

Основания для проведения

Открытый конкурс по выбору управляющей компании для управления МКД проводится, если:

  • собственники помещений в МКД не выбрали способ управления своим домом из-за того, что:
  1. не проводилось собрание жильцов по этому вопросу
  2. собрание проводилось и решение жильцов принято, но не реализовано
  3. по прошествии 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся собрания жильцов повторное не проводилось или проводилось, но решение на нем не было принято
  • принятое решение жильцов о способе управления МКД не реализовано из-за того, что:
  1. большинство жильцов МКД не заключило договора по ст.164 ЖК РФ
  2. жильцы не отправили в соответствующий орган документы, необходимые для государственной регистрации специального потребительского кооператива
  3. не заключены договора управления по ст.162 ЖК РФ
  4. построен новый МКД и выдано разрешение на ввод его в эксплуатацию

Порядок проведения

Если открытый конкурс проводится в отношении новостройки, то согласно ч.13 ст.161 ЖК РФ в течение 20 дней с момента выдачи разрешения на ввод ее в эксплуатацию орган местного самоуправления размещает информацию о его проведении на официальном сайте. В течение 40 дней со дня информирования о торгах организатор проводит конкурс.

В течение 10 дней с момента проведения открытого конкурса орган местного самоуправления извещает всех жильцов о его результатах и об условиях договора управления МКД. Жильцы должны заключить данный договор с избранной управляющей компанией. Договор управления заключается индивидуально с каждым жильцом. Собственники помещений выступают стороной заключаемого договора, если они составляют свыше 50% от общего числа жильцов МКД.

Также открытый конкурс по выбору управляющей компании проводится, если у предыдущей управляющей компании решением суда аннулирована лицензия на основании рассмотрения заявления органа ГЖН. Согласно ч.4 ст.200 Жилищного кодекса в 15-дневный срок со дня получения уведомления от ГЖН об аннулировании лицензии орган местного самоуправления созывает собрание жильцов МКД для решения вопроса о выборе способа управления. Если на общем собрании не принято решение, или оно не проведено, или не набрался кворум, то проводится открытый конкурс.

Организация проведения

Организатор открытого конкурса за 5 рабочих дней до информирования о его проведении должен определить состав и порядок работы конкурсной комиссии, создать ее и назначить председателя, а также утвердить протокол. Организатор конкурса может одновременно создать несколько постоянно действующих комиссий, которым выдаются полномочия сроком на 2 года.

В извещении о проведении конкурса содержится:

  • основание со ссылкой на нормативные правовые акты;
  • название и реквизиты организатора;
  • характеристика конкурсного объекта;
  • перечень обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту;
  • размер платы за содержание и ремонт общего имущества;
  • перечень коммунальных услуг, предоставляемых УК;
  • адрес официального сайта;
  • срок, место и порядок предоставления конкурсной документации и заявок на участие;
  • место, дата и время рассмотрения заявок и вскрытия конвертов с заявками;
  • место, дата и время проведения конкурса;
  • размер обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Не позднее чем за 25 дней до начала вскрытия конвертов с заявками от участников организатор открытого конкурса должен оповестить о дате его проведения:

  • всех собственников и нанимателей помещений в МКД;
  • всех принявших помещения от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию по передаточному акту или другому документу о передаче.

Для того, чтобы стать участником открытого конкурса, нужно подать заявку по форме. Срок подачи заявок составляет 25 дней. Прием заявок прекращается непосредственно перед началом вскрытия конвертов.

Заявка на участие в конкурсе содержит:

  • сведения и документы об участнике:
  1. название, организационно-правовую форму, юридический и почтовый адрес, выписку из ЕГРЮЛ — для юридического лица;
  2. ФИО, паспортные данные, место регистрации, выписку из ЕГРИП — для ИП;
  • номер телефона;
  • документ, подтверждающий правомочность участника на осуществление действий от имени юридического лица или ИП;
  • реквизиты банковского счета;
  • документы (заверенные копии), подтверждающие соответствие участника установленным конкурсным требованиям:
  1. о внесении средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;
  2. о соответствии участника требованию, установленному подпунктом 1 п.15 настоящих Правил;
  3. бухгалтерского баланса за последний отчетный период;
  • реквизиты банковского счета для внесения собственниками и нанимателями помещений в МКД платы за содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги.

Заключение договора управления многоквартирным домом

Победитель открытого конкурса в течение 10 рабочих дней с момента утверждения протокола конкурса предоставляет организатору подписанный им проект договора управления МКД. А в течение 20 дней с этого же момента он должен передать подписанные им проекты договора управления МКД жильцам для подписания указанных документов с их стороны. Если победитель не осуществит этот алгоритм действий в указанный срок, то будет считаться уклонившимся от заключения договора управления МКД.

В таком случае шанс стать победителем предоставляется другому участнику конкурса с наибольшим после победителя объемом предоставляемых услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД за назначенную организатором плату. Если и этот участник за указанный период времени не успеет предоставить подписанный договор управления, то организатор вправе через суд заставить его выполнить свои обязательства. Если победитель является единственным участником конкурса, то в случае его уклонения от своих прямых обязанностей, организатор вправе через суд заставить его заключить договор управления МКД или, в противном случае, взыскать с него возмещение убытков.
Ксения Терлецкая

Как написать жалобу: 5 универсальных советов по борьбе с ЖКХ

Уже не осталось сил терпеть произвол и безразличие вашей управляющей компании? Пора это прекратить. В статье вы найдете действенные, проверенные методы по эффективному влиянию на управляющую компанию.

Плачевное состояние жилищно-коммунального хозяйства нашей страны может по праву считаться третьей проблемой России. Не смотря на то, что потребители исправно оплачивают услуги ЖКХ, получают они их почти повсеместно в неполном объеме. При этом нередко приходится решать проблемы собственными усилиями – что-то подправить, подкрасить, заменить и т.д., а схема «заплати и сделай сам», между тем, прочно входит в привычку.

Но когда терпение заканчивается, возникают вопросы: Как заставить управляющую компанию (именно такие организации в настоящее время чаще всего осуществляют управление многоквартирными домами) надлежаще выполнять свои обязанности? Куда обратиться с жалобой управляющую компанию ЖКХ и откуда ждать реальной помощи?

Во всем разберемся в нашей статье, а для начала напомним:

Управляющая компания несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а также за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства дома.

Инструкция по борьбе с проблемами ЖКХ

  1. Для начала необходимо осветить возникшую проблему, заявив о ней в Управляющую компанию (далее — УК).

Эффектно, но не эффективно обращаться за помощью в СМИ, поскольку дело закончится репортажем или статьей в печатном издании – каких-либо мер по действительному решению проблемы, как правило, не следует.

Заявление в управляющую компанию

Заявление составляется в простой письменной форме, придерживаясь общих принципов делопроизводства:

  • в правом верхнем углу пишутся реквизиты управляющей организации, там же анкетные данные заявителя;
  • посередине следующей строки – Заявление;
  • ниже лаконично излагается суть возникшей проблемы с указанием конкретных нарушений обязанностей управляющей компании;
  • далее обозначается желаемый результат от данного заявления с просьбой сообщить об итогах по указанному адресу;
  • в конце ставится подпись и число.

Подать заявление в УК можно и устно – его тоже обязаны принять и зарегистрировать, но все же лучше составить образец заявления в управляющую компанию (например о протечке крыши, ремонте подъезда, ремонте межпанельных швов и т.д.) в письменной форме и в двух экземплярах, из которых второй останется у заявителя с пометкой о принятии. Направить заявление в УК можно также Почтой России, но делать это следует заказным письмом с уведомлением о получении.

Бланк заявления в управляющую компанию – скачать

Образец заявления в управляющую компанию — скачать

  1. Если бездействие управляющей компании не удалось «расшевелить» заявлением, что случается на практике очень часто, то следует писать жалобу в Жилищную инспекцию по городу или области – структуру, призванную осуществлять госконтроль за соблюдением управляющими организациями нормативных требований, обеспечивающих сохранность жилых домов, и защищать права и законные интересы жителей и государства при предоставлении населению услуг ЖКХ.

Жалоба на управляющую компанию в жилищную инспекцию может быть подана в форме онлайн-обращения на сайте региональной Жилищной инспекции, соответствующей месту жительства заявителя. Но лучше сделать это в письменной форме, используя образец жалобы на управляющую компанию в Жилищную инспекцию, оставив себе вторую копию жалобы.

Как написать жалобу в жилищную инспекцию образец — скачать

  1. Рычагом воздействия на управляющие компании служит и жалоба в Роспотребнадзор – Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Составляется жалоба в письменном виде и ничем существенным от жалобы в жилищную инспекцию не отличается.

Подать такую жалобу тоже можно посредством ресурсов Роспотребнадзора в сети Интернет, где указаны правила составления соответствующих обращений.

  1. Если все попытки добиться справедливости остались тщетными, то необходимо направляться с жалобой на управляющую компанию в прокуратуру. Как правило, меры прокурорского реагирования оказываются наиболее действенными и дают положительные результаты в борьбе с нерадивыми управляющими компаниями.

Жалоба на управляющую компанию в прокуратуру образец – скачать

  1. Еще одной весомой инстанцией в вопросе урегулирования отношений между собственниками жилья и управляющей компанией выступает суд, куда следует обращаться с исковым заявлением. По итогам рассмотрения гражданского дела за исполнением решения суда будет следить уже служба судебных приставов, что дает существенную гарантию исполнения управляющей компанией своих обязанностей.

Однако прежде чем браться за перо советуем реально оценить суть проблемы. Например, чтобы отменить решение общего собрания жильцов, конечно, лучше всего сразу обратиться в суд, а вот если возникла проблема, связанная с протечкой трубы в кухне, то вполне можно обойтись и без судебных тяжб.

Закон не запрещает одновременного обращения за помощью в урегулировании отношений с управляющей компанией сразу в несколько инстанций, но при этом не лишним будет указать в заявлении или жалобе этот факт.

Дополнительные материалы по теме:

Комментарии

Я уже давно недовольна работой нашей управляющей компании, куда мне можно обратиться?

Добрый день, Полина. Прежде всего, попробуйте выказать свое недовольство непосредственно в управляющую компанию. Для начала, напишите заявление на имя их директора, по примерам, которые указаны в статье. В заявлении детально изложите все Ваши претензии. Сделайте его копию, оригинал подайте в приемную УК, а на копии, принимающее лицо должно поставить отметку о принятии, дату и свою подпись. В течение 30 дней должен последовать ответ, если его нет, либо он не удовлетворительный, пишите жалобу в Жилищную инспекцию Вашего города, укажите там, что Вы подавали заявление в УК, но реакции не последовало. Аналогичное заявление можно написать в Роспотребнадзор. Более детальную информацию Вы можете узнать из статьи, а также взять оттуда бланки жалоб и заявлений.

Здравствуйте, я живу в многоэтажном доме, у нас в квартире просто нашествие крыс, постоянно ставим ловушки и почти каждый день попадаются крупные особи. У меня маленький ребенок и я очень боюсь за его здоровье, так как крысы бегают за встроенной кухней по вечерам, даже при включенном свете. Куда можно обратиться с жалобой?

Здравствуйте, Инна. Изначально, Управляющая компания обязана проводить дератизацию не реже раза в месяц, а по обращения жильцов – чаще. Пишите заявление по образцу из текста в УК и сразу же, параллельно, заявление в Роспотребнадзор, для того, что бы он осуществлял контроль проведения дератизации. Громадная популяция крыс говорит о возможном скоплении мусора где-то в доме. Укажите это в заявлениях, которое будете подавать в УК и Роспотребнадзор. Для борьбы с крысами одной дератизации недостаточно, необходимо устранить катализаторы их размножения – скопление мусора, отверстия в фундаменте и так далее.

Я зарегистрирована по адресу Санкт-Петербург, ул. Пилотов, дом 18 корп. 4 кв№10
Кроме меня в данном жилом помещении зарегистрированы:
Крылова Евгения Владимировна 05.06.1989г
Сдобнова Александра Владимировна 05.12.1987г
Крылов Артём Михайлович 03.05.2014г
На основании распоряжения ТУ Росимущества в СПб №69-р от 09.02.2012 г « О передаче имущества в собственность Санкт-Петербурга» с 01.07.2012 г дом 18 корпус 4 по улице Пилотов, был предан в собственность Санкт-Петербурга.
Квартира находится на 1 этаже четырёхэтажного жилого дома 1937 года постройки, юридический адрес здания Штаб ГТК « Россия». Капитальному ремонту здание подвергалось 1958 году.
Квартира состоит из жилой комнаты площадью 14,6 кв.м и нежилой комнаты площадью 11,2 кв.м( в характеристике жилой площади значится как кухня) коридора-прихожей 8,7 кв.м туалета 1,6 кв.м. Коридор-прихожая одновременно выполняет роль кухни и помещения для умывания.
В рамках комиссионного обследования первого этажа дома Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.02.10 № 78-00-07-05/1 было выявлено наличие вредных факторов среды обитания человека, нарушения применительно к жилым помещениям СанПин, поскольку в доме отсутствует нулевой этаж, под полом проходят трубы системы отопления, поля провалены в коридорах, на стенах грибок, что является вредным фактором среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья людей.
Так же происходят постоянные засоры и прорывы в трубах канализации, в связи с чем в «квартирах-офисах» №7 и №8 имеющие единую систему канализации с моей квартирой, были демонтированы унитазы и зацементированы полы в туалетных комнатах из-за невозможности устранить засор и излив канализационных вод. На мои обращения в управляющую компанию ООО «УК «Профсервис» о замене труб канализации, находящихся в аварийном состоянии мне ответили, «Что касается замены труб канализации находящиеся в аварийном состоянии, данный вид работы относится к работам капитального характера, которые требуют выполнения рабочего пректа на реконструкцию его согласования в соответствующих инстанциях, а затем их выполнения в реальности».
На первом этаже, где расположена квартира, большую часть занимают офисные помещения, на основании решения ЛГИ от 17.03.86 №164 «об использовании жилых помещений первого этажа дома под производственные цели» В ходе проверки прокуратурой Московского района установлено, что освобождённые жилые помещения используемые под нежилые цели, имеют один общий вход с жилой частью здания, что является нарушением требований СНиП 31-01-2003 и СанПиН 2.1.2.1002-00 и подтверждено актами нарушений соответствующими поднадзорными органами.
С 14.09.1989 расп. № 811 наша семья находится на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, номер учётного дела 01016/1989.
12.08.14года Московским районным судом Санкт-Петербурга было вынесено решение по делу № 2-883/14 « Признать квартиру №10 в доме №18 корпус 4 по улице Пилотов в Санкт-Петербурге непригодной для проживания».
Решение вынесено на основании заключений двух судебных экспертиз: Общероссийского общественного Фонда «Центр Качества Строительства» дело №2-883\14 и «Центр экспертно-технического сопровождения» службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.
Администрацией Московского района, в ходе судебного разбирательства не оспаривались, заключения экспертиз, в которых указывалось, что помещение является непригодным для проживания, но и отсутствует экономическая целесообразность применения инженерных и проектных решений для производства реконструкции и капитального ремонта квартиры.
Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 24.11.2014 решение суда от 12.08.2014 по № 2-4765/2014 в части признания квартиры №10 в доме №18 корпус 4 по улице Пилотов в Санкт-Петербурге непригодной для проживания былопрекращено, поскольку рассмотрение указанного требования в настоящем деле не относится к компетенции суда.«Вопросы признания жилых помещений непригодных для проживания и много квартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления»
Санкт-Петербургским Городским судом от 24.11.2014 вынесено определение: обязать межведомственную комиссию администрации Московского района Санкт-Петербурга в течении двух месяцев с момента вступления в законную силу решение суда провести оценку соответствия квартиры №10 в доме № 18 корпус 4 по улице Пилотов в Санкт-Петербурге установленным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 « Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением много квартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» требованиям с учётом заключения судебной комплексной строительно-технической и санитарно-технической и санитарно – эпидемиологической экспертизы
29.01.2015 Межведомственная комиссия Московского района распоряжением главы Московского района № 251-р от 21.02.2014 приняла решение « квартира 10, дома 18, корп.4 по ул. Пилотов, не пригодна для проживания на основании гл.3 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения сносу или реконструкции» утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28 006№ 47».
В заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания №10/2015 от 29.01.205 года указано « В результате проведённого обследования специализированной организацией установлено: превышение концентрации аммиака в воздухе жилой зоны квартиры №10. Причиной образования аммиачных паров является расположение квартиры на первом этаже дома, в котором отсутствует подвальное помещение, в течение времени происходило скопление аммиака в бетонном подполье. Полы коридора имеют щели, через которые аммиак поступает в коридор и жилые помещения, объект квалифицируется как – технически не удовлетворительный, в котором несущие конструкции здания не соответствуют требованиям № 384- ФЗ».
24.02.2015 года я получила Распоряжение № 295-р администрации Московского района на основании заключения межведомственной комиссии от 29.01.2015№10/205:
1. Признать жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, ул. Пилотов, дом 18, корпус 4, квартира 10, непригодным для проживания и подлежащим ремонтно-восстановительным работам по специальному проекту с целью дальнейшего использования под жилые цели.
2. Жилищному отделу Московского района Санкт-Петербурга предоставить гражданам, проживающим в жилом помещении по адресу: Санкт-Петербург, ул. Пилотов, дом 18, корпус 4, квартира 10, специализированное жилое помещение маневренного фонда в сроки и в порядке, предусмотренные административным регламентом предоставления государственной услуги по заключению от имени Санкт-Петербурга с собственниками, состоящими на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях…….»
Считаю не правомерным распоряжение администрации Московского района от 24.02.2015 №295-р: «квартира №10 подлежит ремонтным работам с целью дальнейшего использования под жилые цели». Ответ, полученный от Администрации Московского района 19.06.2015 № 974/10.5-8,9,10 в котором нашей семье предоставляют жилое помещение маневренного специализированного жилищного фонда на период проведения ремонтно-восстановительных работ, считаю очередным не законным решением, которое нарушает жилищные потребности граждан, Администрация не исполняет полномочия, предусмотренные пунктом 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, не обеспечивает условия для осуществления гражданами, права на жилище, гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации. Такие действия администрации влечёт к стойкому ухудшению здоровья проживающих
01.10.2015 года Московским районным судом было вынесено очередное судебное решение по гражданскому делу№2-5209/2015 о признании квартиры по адресу Пилотов дом 18 корпус 4 непригодной для проживания и не подлежащей капитальному ремонту и реконструкции. Это решение суда в очередной раз подтверждает неправомерное решение администрации Московского района о незаконным решении о проведении индивидуального капитального ремонта в моей квартире.
02.10.2015 года на личном приёме у председателя Жилищного комитета Шияна В. В. мне было сообщено, что моя семья включена в программу внеочередного предоставления жилья т. к. наша семья стоит на городской очереди больше 26 лет.
Однако моя семья не может воспользоваться этой услугой, потому что. Администрация Московского района хочет в очередной раз обжаловать решения суда делу№2-5209/2015 от 01.10.2015. Однако до сих Администраций Московского района пор не решён и не предоставлен проект, смета и сроки на проведение выполнения ремонтных работ по капитальному индивидуальному ремонту нашей квартиры, который будет решаться в 2016 году только при наличии финансирования.
Необходимо проверить соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных и правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещения для проживания граждан. На каком основании квартиру можно использовать под жилые цели, если была проведена судебная экспертиза, согласно результатам, которой квартира признана не жилой, создаёт угрозу жизни и здоровья граждан, при этом капитальный ремонт не сможет исправить существующую ситуацию, а реконструкция в данной ситуации нецелесообразна, ввиду несоразмерности затрат стоимости жилого помещения, в соответствии архитектурно-планировочным нормам, принятым в РФ. Все необходимые доводы о были уже изложены в ответах на вопросы определением Московского районного суда г. Санкт-Петербурга в Заключении судебной экспертизы
На основании изложенного
П Р О Ш У

1 Разобраться в ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления обязанностей, возложенных на них жилищным законодательством и дать оценку законности обоснованности решения администрации Московского района. о признании непригодным для проживания и подлежащим ремонтно-восстановительным работам по специальному проекту с целью дальнейшего использования под жилые цели.
2 Обязать Администрацию Московского района признать квартиру №10 по ул. Пилотов дом 18 корп.4 в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащей и согласно части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставить моей семье вне очередное жильё по договору социального найма. т к моя семья стоит на учёте по улучшению жилищных условий более 26 лет с 1989г и включены в программу предоставления внеочередного жилья.
3 Обязать Администрацию Московского района дать возможность моей семье участвовать в приватизации согласно ст. 11 Закона РФ от 04.07.91№ 1541-1 т к по настоящее время мы лишены данного права по вине администрации Московского района.

Сделали поверку счетчиков горячей воды,но управляющая компания не ставит их на учет! Что делать.