Коррупционные правонарушения рк

О борьбе с коррупцией
Статья 13. Коррупционные правонарушения, связанные с противоправным получением благ и преимуществ

1. Коррупционными правонарушениями, связанными с противоправным получением благ и преимуществ, являются следующие деяния лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним:

1) принятие за исполнение своих государственных или приравненных к ним функций любого вознаграждения в виде денег, услуг и в иных формах от организаций, в которых лицо не выполняет соответствующие функции, а также от физических лиц, если иное не предусмотрено законодательством.

Деньги, поступившие на счет лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица, приравненного к нему, без ведома указанного лица, а также средства, полученные им в связи с выполнением соответствующих функций в нарушение абзаца первого настоящего подпункта, подлежат не более чем в двухнедельный срок после их обнаружения перечислению в республиканский бюджет с представлением объяснения в соответствующий орган государственных доходов об обстоятельствах поступления таких средств;

2) принятие подарков или услуг в связи с исполнением своих государственных или приравненных к ним функций либо от лиц, зависимых от них по службе, за общее покровительство или попустительство по службе.

Подарки, поступившие без ведома указанного лица, а также подарки, полученные им в связи с исполнением соответствующих функций в нарушение абзаца первого настоящего подпункта, подлежат в семидневный срок безвозмездной сдаче в специальный государственный фонд, а оказанные лицу при тех же обстоятельствах услуги должны быть оплачены им путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет. Лицо, к которому поступили подарки, вправе с согласия вышестоящего должностного лица выкупить их из указанного фонда по рыночным розничным ценам, действующим в соответствующей местности. Вырученные от продажи подарков денежные средства специальный государственный фонд перечисляет в республиканский бюджет;

3) принятие приглашений во внутригосударственные и в зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц, как иностранных, так и Республики Казахстан, за исключением поездок:

по приглашению супруга (супруги), родственников за их счет;

по приглашению иных физических лиц (с согласия вышестоящего должностного лица или органа), если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной деятельности приглашаемых;

осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Казахстан или на взаимной договоренности между государственными органами Республики Казахстан и государственными органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;

осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо органа для участия в научных, спортивных, творческих, профессиональных, гуманитарных мероприятиях за счет средств организаций, в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких организаций;

4) использование не предусмотренных законодательством преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества.

2. Члены семьи лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица, приравненного к нему, не вправе принимать подарки и услуги, приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц, как иностранных, так и Республики Казахстан, с которыми указанное лицо связано по службе. Лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, или лицо, приравненное к нему, обязано в семидневный срок безвозмездно сдать незаконно полученные членами его семьи подарки в специальный государственный фонд и возместить стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовались члены его семьи, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет.

3. Совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицом, приравненным к нему, какого-либо из коррупционных правонарушений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, если оно не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет увольнение с должности или прекращение выполнения государственных функций.

4. В случае совершения депутатами Парламента Республики Казахстан или лицами, указанными в подпункте 2) пункта 3 статьи 3 настоящего Закона, какого-либо из указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи правонарушений органы, ведущие борьбу с коррупцией, уведомляют об этом соответствующую избирательную комиссию, которая обязана в течение пяти дней со дня поступления материалов довести их до сведения Парламента.

Сноска. Статья 13 с изменениями, внесенными законами РК от 25.09.2003 № 484; от 21.07.2007 № 308; от 29.12.2010 № 371-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 28.11.2014 № 257 (порядок введения в действие см. пп. 12) ст. 10).

Ответственность за коррупционные правонарушения

Полезные ссылки:

Смотрите также:

Под коррупцией понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

Правонарушениями, связанными с коррупцией (коррупционными правонарушениями), являются предусмотренные Законом Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О борьбе с коррупцией», а также иными законами деяния, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Уголовные ответственность и наказание, административные ответственность и взыскания за коррупционные преступления и административные правонарушения предусматриваются соответственно Уголовным кодексом Республики Казахстан и Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».

Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется уполномоченным органом по противодействию коррупции (Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции).

При выявлении факта коррупционных правонарушении, граждане могут сообщить государству, позвонив на бесплатный call-центр 1424. Лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в противодействии коррупции, находится под защитой государства и поощряется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Информация о лице, оказывающем содействие в противодействии коррупции, является государственным секретом и предоставляется в порядке, установленном законом. Разглашение указанной информации влечет ответственность, установленную законом

Лицо, сообщившее заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения, подлежит ответственности в соответствии с законом.

Дисциплинарная ответственность на государственных служащих РК совершивших коррупционное правонарушение

Государственный служащий может быть подвергнутдисциплинарному взысканию.

Согласно Закона Республики Казахстан «О государственной службе», государственный служащий может быть подвергнут дисциплинарному взысканию за:

виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей;

совершение коррупционного правонарушения, наказуемого в дисциплинарном порядке;

превышение должностных полномочий;

нарушение Кодекса чести (Правил служебной этики) государственных служащих

нарушение государственной и трудовой дисциплины;

за несоблюдение установленных Законом «О государственной службе» ограничений, связанных с пребыванием на такой службе, передает Аstananalog.kz.

По направленности правонарушений делятся на коррупционные правонарушения и правонарушения, создающие условия для коррупции. (неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций; использование своих служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением материальных интересов родственников; оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицами при подготовке и принятии решения, необоснованный отказ или задержка в предоставлении информации, предоставление которой предусмотрено законодательством, передача государственных контрольных и надзорных функций организациям, не имеющим статуса государственного органа и т.п.).

По ответственности за их совершение подразделяются на дисциплинарные проступки, административные правонарушения и преступления.

Совершение коррупционного правонарушения, наказуемого в дисциплинарном порядке считается дисциплинарным проступком служащего и влечет за собой применение дисциплинарной ответственности.

В рамках дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения на государственного служащего налагаются следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии, отказ в наделении соответствующими полномочиями, освобождение от выполнения государственных функций, понижение в должности; 5) увольнение с занимаемой должности.

Наложение дисциплинарной ответственности на служащего является правом, а не обязанностью лица уполномоченного на наложение взысканий, в связи с чем, в случае нецелесообразности применения взыскания руководитель может ограничиться предупреждением служащего о необходимости строгого соблюдения

Сроки наложения дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции составляют не более трех месяцев со дня обнаружения проступка и не более одного года со дня совершения проступка. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в деяниях лица признаков коррупционного дисциплинарного проступка дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее трех месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо его прекращения.

Сведения и акты о взысканиях и предупреждениях подлежат учету кадровой службой государственного органа путем занесения в послужной список служащего. Сведения о взысканиях, наложенных руководителем государственного органа на служащих, совершивших коррупционные правонарушения, наказуемые в дисциплинарном порядке, подлежат обязательному представлению кадровой службой в уполномоченный орган по правовой статистике и информации.

Если в течение шести месяцев со дня наложения взыскания служащий не будет подвергнут новому взысканию, то он считается не подвергавшимся взысканию.

Досрочное снятие взыскания за совершение коррупционного правонарушения производится по согласованию с уполномоченным органом либо его территориальным органом.

Со служащего одновременно может быть снято только одно взыскание.

Служащий, привлекаемый к ответственности за совершение проступка, может иметь своего представителя, он должен быть в обязательном порядке ознакомлен со всеми материалами, связанными с привлечением его к дисциплинарной ответственности, ему предоставляется право лично участвовать в процедуре служебного расследования, вправе обжаловать действия или решения в порядке, определенном уполномоченным органом, или в суд.

Обжалование решения о наложении взыскания не приостанавливает его исполнения.

В сфере образования снижаются коррупционные правонарушения

В сфере образования снижаются коррупционные правонарушения

Недавно по итогам совещания по вопросам снижения уровня коррупции в сфере образования, организованного акиматом Туркестанской области и Департаментом Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Туркестанской области, в средствах массовой информации были опубликованы неверные данные.

В опровержении недостоверных сведений, опубликованных в СМИ, пресс-служба акима Туркестанской области разъясняет следующее.

В частности, руководитель Департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Туркестанской области Галым Турсынбаев сообщил, что за последние три года по республике в сфере образования было возбуждено 513 уголовных дел, к уголовной ответственности привлечено 305 лиц. Это республиканский показатель.

Вместе с тем, в Туркестанской области за последние три года зарегистрировано 50 случаев коррупционных правонарушений. На сегодня ряд лиц привлечены к уголовной ответственности.

Кроме того, по информации руководителя областного управления образования Исатая Сагиндикова, за 8 месяцев 2018 года на территории области зарегистрировано 6 коррупционных преступлений, совершенных должностными лицами образовательных учреждений. Среди них директора 4 школ, один технический персонал и один ведущий специалист. При этом следует отметить, что по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в результате проведенной специальной работы ситуация в нашем регионе значительно улучшилась, а коррупционные преступления уменьшились практически в два раза. К примеру, за 8 месяцев 2017 года было зарегистрировано 11 случаев коррупции.

Наряду с этим, на сегодняшний день управлением проводится соответствующая работа на областном уровне, направленная на профилактику коррупционных правонарушений. К примеру, в целях реализации работы по снижению коррупционных рисков начата автоматизация процесса выдачи направлений и постановки на очередь в дошкольные образовательные организации. На сегодняшний день 481 учреждение или 35% из числа всех 1368 дошкольных организаций области работают в рамках этой системы.

Презентация по основам права по теме: «Закон РК «О противодействии коррупции» Административные коррупционные правонарушения»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Закон РК «О противодействии коррупции» Административные коррупционные правонарушения

Деструктивное воздействие коррупции на общество универсально

Тема коррупции является актуальной и для современного Казахстана По данным Международной неправительственной организации Transparency Internationa1 индекс восприятия коррупции у Казахстана в 2014 г. составил 29 баллов из 100 (126 место из 174 стран)

Основным правовым документом, регламентирующим антикоррупционную борьбу в РК, является Закон «О противодействии коррупции», принятый в ноябре 2015 г. и введенный в действие с 1 января 2016 года

незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ Коррупция

Коррупционные действия Коррупционные преступления Административные коррупционные преступления

Основные принципы противодействия коррупции

Задачи противодействия коррупции – формирования в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции; – выявления условий и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений, и устранения их последствий; – укрепления взаимодействия субъектов противодействия коррупции; – развития международного сотрудничества по противодействию коррупции; – выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений.

Меры по предупреждению коррупции

Антикоррупционный мониторинг сущность которого составляет сбор, обработка, обобщение, анализ и оценка информации, касающейся эффективности антикоррупционной политики, а также восприятия и оценки уровня коррупции обществом. Анализ коррупционных рисков Формирование антикоррупционной культуры

Коррупционные риски — «возможность возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений». Закон предусматривает двухуровневый анализ коррупционных рисков: внешний и внутренний. Внешний анализ осуществляется уполномоченным органом по противодействию коррупции(Агентство РК по делам государственной службы и противодействию коррупции). Внутренний анализ осуществляют государственные органы, организации и субъекты квазигосударственного сектора (государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, участником или акционером которых является государство)

Формирование антикоррупционной культуры деятельность «по сохранению и укреплению в обществе системы ценностей, отражающей нетерпимость к коррупции». Эта деятельность осуществляется посредством комплекса мер образовательного, информационного и организационного характера

Меры финансового контроля

Антикоррупционные ограничения В профилактических целях Закон «О противодействии коррупции» устанавливает также антикоррупционные ограничения, которые должны принимать на себя лица, занимающие ответственную государственную должность, лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, лица, приравненные к ним, должностные лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своих полномочий в личных, групповых и иных неслужебных интересах. Согласие на принятие антикоррупционных ограничений указанными лицами фиксируется в письменной форме. Лица, отказывающиеся от принятия на себя антикоррупционных ограничений, подлежат освобождению от службы.

Закон прямо запрещает осуществлять должностные обязанности, если имеется конфликт интересов, под которым понимается «противоречие между личными интересами лиц, занимающих ответственную государственную должность, лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним, должностных лиц и их должностными полномочиями, при котором личные интересы указанных лиц могут привести к ненадлежащему исполнению ими своих должностных полномочий».

Закон также требует от субъектов предпринимательства в ходе своей деятельности принимать меры по предупреждению коррупции, основными из которых являются: установление системы организационно-правовых механизмов, обеспечивающих подотчетность, подконтрольность и прозрачность процедур принятия решений соблюдение принципов добросовестной конкуренции предотвращение конфликта интересов принятие и соблюдение норм деловой этики принятие мер по формированию антикоррупционной культуры

Субъекты противодействия коррупции Агентство РК по делам государственной службы и противодействию коррупции и антикоррупционная служба, наделенную оперативно-следственными полномочиями, установленными Законом РК «О правоохранительной службе» Другими субъектами противодействия коррупции являются «государственные органы, субъекты квазигосударственного сектора, общественные объединения, а также иные физические и юридические лица». Непосредственное выявление, пресечение, раскрытие, расследование и предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности возлагается на органы прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, государственных доходов, военной полиции, Пограничной службы Комитета национальной безопасности РК

— сообщает о фактах совершения коррупционных правонарушений; — вносит предложения по совершенствованию законодательства по вопросам противодействия коррупции; — участвует в формировании антикоррупционной культуры; — осуществляет взаимодействие с другими субъектами противодействия коррупции и уполномоченным органом по противодействию коррупции; — проводит исследования, в том числе научные и социологические, по вопросам противодействия коррупции; — проводит разъяснительную работу в средствах массовой информации и организует социально значимые мероприятия по вопросам противодействия коррупции. Важное место в противодействии коррупции Закон отводит общественности, которая в лице физических лиц, общественных объединений и иных юридических лиц:

5 июля текущего года главой государства подписан новый Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – Кодекс), который вводится в действие с 1 января 2015 года, за исключением пп.8 ч.5 ст.281, который введен в действие с 1 января 2016 года.

Глава 34 Кодекса «Административные коррупционные правонарушения» (ст.ст.676-681 КРКоАП), которая состоит из 6 статей, предусматривающих ответственность за предоставление материального вознаграждения физическими лицами, юридическими лицами за получение незаконного материального вознаграждения лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций либо приравненным к нему лицом, за осуществление незаконной предпринимательской деятельности и получение незаконных доходов государственными органами и органами местного самоуправления, за непринятие мер руководителями государственных органов по борьбе с коррупцией, а также принятие на работу лиц, ранее совершивших коррупционное преступление

Статья 676. Предоставление незаконного материального вознаграждения физическими лицами Предоставление физическими лицами лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет штраф в размере двухсот месячных расчетных показателей

Получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом лично или через посредника незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг за действия (бездействие) в пользу лиц, их предоставивших, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет штраф в размере шестисот месячных расчетных показателей Статья 677. Получение незаконного материального вознаграждения лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом

1. Предоставление юридическими лицами лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -влечет штраф в размере семисот пятидесяти месячных расчетных показателей. 2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влекут штраф в размере тысячи пятисот месячных расчетных показателей Статья 678. Предоставление незаконного материального вознаграждения юридическими лицами

Занятие государственными органами, органами местного самоуправления предпринимательской деятельностью вне возложенных на них законодательством функций либо принятие материальных благ и преимуществ, помимо установленных источников финансирования, — влечет штраф на руководителей этих организаций в размере шестисот месячных расчетных показателей Статья 679. Осуществление незаконной предпринимательской деятельности и получение незаконных доходов государственными органами и органами местного самоуправления

Непринятие руководителями либо ответственными секретарями или иными должностными лицами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, государственных органов, Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований Республики Казахстан в пределах своих полномочий мер в отношении подчиненных им лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений, либо принятие указанных мер с нарушением законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции, либо непредоставление соответствующей информации в органы государственных доходов по месту жительства виновных лиц -влечет штраф в размере ста месячных расчетных показателей. Статья 680. Непринятие руководителями государственных органов мер по противодействию коррупции

Принятие руководителем государственных органов, учреждений и предприятий либо руководителем национальных компаний, национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных институтов развития, а также их дочерних организаций на работу лиц, ранее совершивших коррупционное преступление, — влечет штраф в размере ста месячных расчетных показателей Статья 681. Принятие на работу лиц, ранее совершивших коррупционное преступление

  • Капасова Гульназ Советбековна
  • 1987
  • 25.02.2017

Номер материала: ДБ-225508

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Ответственность за коррупционные правонарушения ужесточена

С 1 января 2015 года действует новый Уголовный кодекс Республики Казахстан (далее — УК). В рамках продолжения курса государства на борьбу с коррупцией в уголовном законодательстве нашли своё дальнейшее совершенствование нормы об ответственности за коррупционные преступления, в том числе определения четкого круга субъектов, а также новых запретов и ограничений для лиц, совершивших коррупционные преступления. Изменения коснулись многих положений закона.

Во-первых, значения используемых в новом УК терминов по коррупционным и должностным преступлениям раскрываются в глоссарии. Это придало Кодексу более удобный и понятный формат, а также правовую определенность.

К примеру, глоссарий сейчас содержит термины, которые раньше в УК отсутствовали и определялись Законом РК «О борьбе с коррупцией» и нормативным постановлением Верховного суда. Это:

· «организационно-распорядительные функции» – предоставленное в установленном законом Республики Казахстан порядке право издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными по службе лицами, а также применять меры поощрения и дисциплинарные взыскания в отношении подчиненных;

· «административно-хозяйственные функции» – предоставленное в установленном законом Республики Казахстан порядке право управления и распоряжения имуществом, находящимся на балансе организации.

Кроме того, расширено значение понятия «представитель власти». Теперьэто госслужащий, наделенный в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, в т.ч. сотрудник правоохранительного или специального госоргана, военной полиции, военнослужащий, участвующий в обеспечении общественного порядка.

Также расширена категория лиц, занимающих ответственную государственную должность. Уточнено, что в эту категорию входят депутаты Парламента и судьи, а также включены лица, занимающие административную государственную должность корпуса «А».

Глоссарий подробно разъясняет, кто является лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, кто должностным лицом и кто лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций или приравненным к нему лицом.

Во-вторых,в новом УК даны четкие понятия и примеры таким терминам, как «тяжкие последствия» и «существенный вред». К примеру, к «тяжким последствиям» в результате коррупционных деяний относится причинение крупного или особо крупного ущерба, а к «существенному вреду» — нарушение прав и законных интересов организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, а также причинение значительного ущерба. Раньше эти квалифицирующие признаки также содержались в диспозициях коррупционных статей старого УК, но нигде не разъяснялось, что именно относить к тяжким последствиям, а что к существенному вреду.

В-третьих,в статьях о получении и дачи взятки появился новый квалифицирующий признак «значительный размер». Значительный размер — это сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгоды имущественного характера от 50 до 3000 тысяч месячных расчетных показателей(в 2015 году 1 МРП составляет 1982 тенге).

Увеличены также минимальные и максимальные пороги пределов крупного и особо крупного размера взятки. Если в прежнем УК крупным размером взятки признавалась сумма свыше 500 МРП, то в новом кодексе — от 3000 до 10000 МРП. Особо крупной взяткой считается сумма, превышающая 10000 МРП (раньше была — от 2000 МРП).

В-четвертых,новый УК усилил ответственность лиц, совершивших коррупционные преступления, в том числе путем введения ряда запретов и ограничений.

Если ранее лишениеправа занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельностьприменялось на срок до 7 лет, то теперь этот вид дополнительного наказания за коррупционные преступления назначается обязательно и пожизненно. Коррупционерам навсегда закрывается путь к работе:

· в судебной системе (судьей);

· в органах местного самоуправления;

· в Национальном Банке Республики Казахстан и его ведомствах;

· в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50%;

· в национальных управляющих холдингах, национальных холдингах, национальных компаниях, национальных институтах развития, акционером которых является государство, их дочерних организациях, более 50% голосующих акций (долей участия) которых принадлежат им;

· в юридических лицах, более 50% голосующих акций (долей участия) которых принадлежат указанным дочерним организациям.

Клицам, совершившим коррупционные преступления, не применяется условное осуждение, а также на них не распространяются положения об освобождении от уголовной ответственности в связи с примирением, установлением поручительства, истечением срока давности преступления и приговора.Теперь по всем составам коррупционных преступлений санкции статей предусматривают конфискацию имущества.

В отношении осужденных коррупционеров, кто имел государственные награды, специальное, воинское, почетное или иное звание, классный чин, дипломатический ранг или квалификационный класс, новый закон обязывает суды вносить представления об их лишении. Ранее это было правом суда.

Должностных лиц иностранного государства или международной организации новый УК определил в качестве субъектов получения и дачи взятки прямо в диспозиции статей 366 и 367 УК.

Ни одна санкция за взяточничество нынене предусматривает такое наказание, как ограничение свободы, которое отбывается осужденным по месту жительства без изоляции от общества.

Получение или дача взятки, совершенные преступной группой, стали особо тяжкими преступлениями. Ранее эти составы относились к категории тяжких преступлений.

В-пятых,за получение, дачу взятки и за посредничество в них предусмотрено новое наказание – штраф, кратный сумме взятки. Кратный штраф, как альтернативное наказание, введен во всех санкциях статей за взяточничество, тогда как ранее по квалифицированным составам применялось только лишение свободы.

К примеру, за получение взятки без квалифицирующих признаков предусмотрен штраф в размере 50-кратной суммы взятки(20-кратный размер за дачу взятки). За получение взятки в значительном размере –штраф в размере 60-кратной суммы взятки (30-кратный — за дачу взятки), в крупном размере – 70-кратный (40-кратный — за дачу взятки), в особо крупном размере –80-кратный (50-кратный — за дачу взятки).

В целом, новеллы УК применяются повсеместно, практика нарабатывается и корректируется. Безусловно, с учетом правоприменительной практики возможны и поправки в новый кодекс.При совершенствовании антикоррупционной политикииспользуется опыт зарубежных стран, но с учетом специфики национального законодательства.

Аслан Аталыков,

заместитель начальника Управления 10-го Департамента

Генеральной прокуратуры Республики Казахстан