Основания для рассмотрения дела в надзорной инстанции

3. Порядок рассмотрения дел в суде надзорной инстанции

В соответствии со ст. 382 ГПК РФ дело, переданное для рассмотрения в суд надзорной инстанции, рассматривается:

• в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда не более чем два месяца;

• Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ не более чем три месяца;

• Президиуме Верховного Суда РФ не более чем четыре месяца.

Суд надзорной инстанции извещает участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, направляет им копии определения суда о передаче дела для рассмотрения в надзорной инстанции и копии надзорной жалобы или представления прокурора. Неявка участвующих в деле лиц не препятствует его рассмотрению (ст. 385 ГПК).

Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции установлен ст. 386 ГПК РФ. Суд рассматривает дело в судебном заседании. Дело должно быть рассмотрено в судебном заседании в срок, не превышающий одного месяца, а в Верховном Суде РФ — двух месяцев со дня вынесения судьей определения.

В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и Законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

Председатель суда, его заместитель или по их поручению иной член президиума либо ранее не участвовавший в рассмотрении дела другой судья этого суда докладывает дело, рассматриваемое в порядке надзора, в президиуме соответствующего суда Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Cyда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ. Дело докладывается одним из судей коллегии.

Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения о возбуждении надзорного производства. Судьи могут вопросы докладчику.

Участвующие в рассмотрении дела в порядке надзора в случае их явки в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.

При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов поданных за пересмотр дела в порядке надзора и пробив его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными.

4. Решения, принимаемые судом надзорной инстанции

В соответствии со ст. 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения дела в порядке надзора суд вправе:

1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;

2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Согласно ст. 387 ГПК РФ основанием для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции выносит мотивированное определение, которое сообщается участвующим в деле лицам (ст. 386 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 388 ГПК РФ в определении должны быть указаны:

1) наименование и состав суда, вынесшего определение;

2) дата и место вынесения определения;

3) дело, по которому вынесено определение;

4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора;

5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу;

6) содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов;

7) закон, на основании которого вынесено определение по результатам рассмотрения дела по существу.

Определение президиума соответствующего суда подписывается его председателем, определение судебной коллегии — судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

Определение суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения (ст. 391 ГПК РФ).

На судебные постановления, принятые в порядке надзора, Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель имеет право внести в Президиум Верховного Суда РФ мотивированное представление о их пересмотре в целях обеспечения единства судебной практики и законности (ст. 390 ГПК РФ).

Следует обратить внимание судов на то, что в силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются не любые нарушения норм материального или процессуального права, а только те, которые признаны существенными. В связи с этим п. 6 ч. 1 ст. 378 ГПК РФ требует указания в надзорной жалобе или представлении прокурора на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона.

Исходя из этого, судья, которому в соответствии со ст. 379 ГПК РФ переданы на рассмотрение надзорная жалоба или представление прокурора, должен проверять, указано ли в жалобе или представлении нарушение какого закона допущено судами и в чем состоит существенность нарушения. В случае отсутствия такого указания жалоба или представление прокурора на основании ст. 380 ГПК РФ должны быть возвращены лицу, их подавшему, без рассмотрения по существу. Такое же указание должно содержаться и в определении суда надзорной инстанции в случае отмены или изменения судебных постановлений (ст. 388, п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ).

Существенность нарушения норм процессуального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 364 ГПК РФ, в которой указаны случаи таких нарушений, которые влекут безусловную отмену судебных постановлений независимо от доводов жалобы или представления (ч 2); другие нарушения норм процессуального права признаются существенными и влекут отмену судебных постановлений при условии, что они привели или могли привести к неправильному разрешению дела (ч. 1).

Нарушение норм материального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 363 ГПК РФ. Существенность этих нарушений оценивается и признается судом надзорной инстанции по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и значимости последствий этих нарушений для лица, в отношении которого они допущены (нарушения его прав, свобод или охраняемых законом интересов).

ЛЕКЦИЯ 30: Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельств, решений, определений суда, вступивших в законную силу

3. Процессуальный порядок рассмотрения надзорной жалобы, представления прокурора. Этапы производства в суде надзорной инстанции.

Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора. Основания и порядок возбуждения дела в надзорной инстанции. Полномочия суда надзорной инстанции. Пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам.

Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора

В порядке надзорапроверяется законность судебных решений и определений, вступивших в законную силу.

Пересмотр дел в порядке надзора является исключительной стадией гражданского процесса. В рамках данной стадии обеспечиваются дополнительная проверка законности судебных постановлений и возможность исправления допущенных судебных ошибок, а также единообразие судебной практики нижестоящих судов.

Основания и порядок возбуждения дела в надзорной инстанции

Право на обращение в суд надзорной инстанцииопределяется ст. 376 ГПК РФ. Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Надзорная жалобаили представлениепрокурора должны соответствовать требованиям ст. 378 ГПК РФ. К надзорной жалобе или представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. Надзорная жалоба или представление прокурора подается с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

Надзорная жалоба или представление прокурора подаются непосредственно в суд надзорной инстанции. Порядок подачи надзорной жалобы или представления прокурора определен ст. 377 ГПК РФ. В частности, ч. 2 ст. 377 ГПК РФ определен порядок подачи представления прокурора в надзорную инстанцию.

По результатам изучения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит одно из определений, предусмотренных ст. 381 ГПК РФ. Сроки рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора определены ст. 382 ГПК РФ.

По результатам рассмотрения дела судья выносит одно из следующих определений:

1) об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции (ст. 383 ГК РФ);

2) о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции (ст. 384 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 376 ГПК РФ судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу. При определении даты начала течения срока для подачи надзорной жалобы необходимо учитывать, что решения судов первой инстанции вступают в законную силу по правилам, установленным ст. ст. 209, 237 ГПК РФ; а постановления судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанции — со дня их вынесения (ст. ст. 329, 335, 367, 375, 391 ГПК РФ).

В порядке надзора по правилам ст. 389 ГПК РФ пересматриваются судебные постановления Председателя Верховного Суда РФ или заместителя Председателя Верховного Суда РФ.

Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции и копии надзорной жалобы или представления прокурора. Время рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в судебном заседании суда надзорной инстанции суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание. Неявка участвующих в деле лиц не препятствует его рассмотрению.

В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

Председатель суда, его заместитель или по их поручению иной член президиума либо ранее не участвовавший в рассмотрении дела другой судья этого суда докладывает дело, рассматриваемое в порядке надзора, в президиуме соответствующего суда. В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ дело докладывается одним из судей коллегии. Разбирательство происходит в соответствии с требованиями ст. 386 ГПК РФ.

По результатам рассмотрения дела президиум суда надзорной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ выносят определения. О принятых судом надзорной инстанции определении или постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

Полномочия суда надзорной инстанции

При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорной жалобы или представления прокурора. В интересах законности суд надзорной инстанциивправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы или представления прокурора. При этом суд надзорной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

По результатам рассмотрения дела в порядке надзора суд принимает постановление в соответствии со ст. 390 ГПК РФ.

Основания для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора установлены ст. 387 ГПК РФ.

По результатам рассмотрения дела президиум суда надзорной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации выносят определения (ст. 386 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 391 ГПК РФ определение или постановление суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам

Пересмотр судебных решений, определений, постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам, наряду с надзорным порядком, является второй исключительной формой пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Основанием для пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам являются факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участвующих в деле лиц, при этом данные факты не были известны на момент принятия пересматриваемоro судебного решения, определения, постановления.

Основания для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу, определены ст. 392 ГПК РФ.

Вновь открывшиеся обстоятельства следует отличать от новых обстоятельств. Вновь открывшиеся обстоятельства— это юридические факты объективной действительности, образующие предмет доказывания по гражданскому делу, имеющие существенное значение для вынесения решения, которые не были известны суду и заявителю на момент рассмотрения дела, указанные сторонами или установленные судом до пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам, путем производства процессуальных действий после подачи заявления или представления о пересмотре.

Новые обстоятельства— это неизвестные ранее факты объективной действительности, входящие в предмет доказывания, имеющие существенное значение, неизвестные суду и заявителю при рассмотрении дела, указанные сторонами или установленные судом после подачи ему заявления (представления) о пересмотре решения, определения, постановления суда, возникшие после рассмотрения дела по существу.

Процессуальный порядок пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам закреплен в гл. 42 ГПК РФ.

Вступившие в законную силу решение, определение суда первой инстанции пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, определение. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений судов апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, постановлений президиумов судов надзорной инстанции, на основании которых изменено решение суда первой инстанции или принято новое решение, производится судом, изменившим решение суда или принявшим новое решение.

Право возбудить производство по пересмотру дела признается за сторонами, прокурором, другими лицами, участвующими в деле. В соответствии со ст. 394 ГПК РФ заявление о пересмотре может быть подано в суд, принявший решение, определение или постановление президиума суда надзорной инстанции в течение трех месяцев со дня установления оснований для пересмотра. Срок подачи заявления исчисляется по правилам ст. 395 ГПК РФ.

Стороны, прокурор, другие лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления. Рассмотрение заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам производится судом в судебном заседании. По результатам рассмотрения суд или удовлетворяет заявление о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам и отменяет решение, определение суда, постановление президиума суда надзорной инстанции, или отказывает в их пересмотре. О принятом решении суд выносит определение. Определение суда об удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления суда надзорной инстанции обжалованию не подлежит. В случае отмены решения, определения суда, постановления суда надзорной инстанции дело рассматривается судом по общим правилам судебного разбирательства.

78. Полномочия суда апелляционной инстанции. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Полномочия суда апелляционной инстанции — это совокупность прав на совершение установленных законом процессуальных действий относительно не вступившего в законную силу решения, проверяемого по апелляционным жалобам лиц, участвующих в деле.

Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления судапелляционной инстанции вправе:

1)​ оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;

2)​ Отменить/изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение; ч. 1 ст. 320 — решение мирового судьи может быть отменено или изменено в апелляционном порядке по основаниям предусмотренным в ст. 362-364 ГПК: а) неправильно определение обстоятельств дела, имеющих значение; б) не доказанность обстоятельств дела; в) не соответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении обстоятельствам дела; г) нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права. Правильное по существу решение суда не может быть отменено/изменено по одним лишь формальным соображениям;

3)​ отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;

4)​ оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.

Апелляционный суд отклоняет апелляционную жалобу, а решение оставляет без изменений, если признает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции с соблюдением норм материального и процессуального права. Проверяя решение суд апелляционной инстанции может выявить отдельные нарушения, допущенные судом первой инстанции, однако не влияющие на правильность принятого решения. Поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 308 ГПК не может быть отменено правильное по существу и справедливое решение суда по одним лишь формальным соображениям.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются (ст. 330 ГПК РФ)

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Неправильным применением норм материального права являются:

1) неприменение закона, подлежащего применению;

2) применение закона, не подлежащего применению;

3) неправильное истолкование закона.

Нарушенными или неправильно примененными могут быть не только нормы гражданского права. Данное основание решения может иметь место и при нарушении или неправильном применении норм семейного, жилищного, земельного и других материальных отраслей права, за некоторым исключением. Исключением из этого правила является, к примеру, уголовное и часть административного права. Уголовные дела рассматриваются в рамках уголовного процесса. Порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и порядок рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях, устанавливает КоАП РФ, а не ГПК РФ. Непримененным считается закон, подлежащий применению, тогда, к примеру, когда в определении ссылка на материальный закон вообще отсутствует или отсутствует ссылка на статьи закона, необходимого для применения в данной конкретной ситуации. Чаще всего применение закона, не подлежащего применению, имеет место при использовании отмененного закона или отмененных статей такового, статей в не действующей на момент их применения редакции.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются:

1) рассмотрение дела судом в незаконном составе (например, дело признается рассмотренным судом в незаконном составе, к примеру, когда к моменту рассмотрения дела военным судом один из его членов был уволен с действительной военной службы, находился в запасе и не являлся военнослужащим)

2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;

3) нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство;

4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (например, рассмотрение и разрешение вопроса, затрагивающего права и законные интересы несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, без участия последнего в судебном заседании);

5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело;

6) отсутствие в деле протокола судебного заседания;

7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.

Глава 33. Производство дел в суде надзорной инстанции

ГЛАВА 33
ПРОИЗВОДСТВО ДЕЛ В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

Статья 436. Судебные постановления, которые могут быть пересмотрены в порядке надзора

Вступившие в законную силу судебные постановления, кроме постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь, могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора по протестам должностных лиц, перечисленных в статье 439 настоящего Кодекса.

Статья 437. Поводы и основания к истребованию дел и принесению протестов в порядке надзора

Гражданское дело может быть истребовано из соответствующего суда для проверки в порядке надзора, а протест в порядке надзора принесен на вступившее в законную силу судебное постановление только при наличии установленных настоящей статьей поводов и оснований.

Поводами к истребованию дел, а также к принесению протестов в порядке надзора являются:

  • жалобы (надзорные жалобы) юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением;
  • представление судьи, участвовавшего в рассмотрении данного дела или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение;
  • представления председателей судов;
  • инициатива должностных лиц, обладающих правом принесения протестов в порядке надзора, на вступившие в законную силу судебные постановления.

Основаниями к принесению протеста в порядке надзора на судебные постановления являются существенные нарушения норм материального и процессуального права.

Надзорная жалоба может быть подана в течение трех лет со дня вступления в законную силу судебного постановления.

Надзорные жалобы, поданные по истечении указанного срока, рассмотрению не подлежат, за исключением жалоб ответчиков на судебные постановления, вынесенные в их отсутствие без надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела при условии, что дело не уничтожено в связи с истечением срока хранения, установленного законодательством.

Надзорная жалоба на судебные постановления суда первой инстанции, которая не обжаловалась в кассационном порядке, принимается к рассмотрению лишь в том случае, если причины, по которым не была подана кассационная жалоба, признаны уважительными лицом, имеющим право принесения протеста.

Статья 438. Содержание жалобы

Жалоба должна содержать:

1) имя (наименование) должностного лица, которому адресуется жалоба;

2) имя (наименование) лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

3) указание на содержание судебного постановления, а также перечень юридически заинтересованных в исходе дела лиц с указанием мест их жительства или мест нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело в первой и кассационной инстанциях, и содержание принятых ими решений;

5) указание на судебное постановление, которое обжалуется;

6) указание на то, в чем заключается существенное нарушение законодательства и в чем состоит просьба лица, подающего жалобу.

Если судебное постановление не обжаловалось в кассационном порядке, в жалобе должны быть указаны причины, по которым оно не обжаловалось.

Если жалоба подается лицом, не являющимся юридически заинтересованным в исходе дела, в ней должно быть указано, какие права или охраняемые законом интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Если жалоба ранее подавалась в надзорную инстанцию, в ней должно быть указано на это, а также на решение, принятое по жалобе.

Председателю Верховного Суда Республики Беларусь и его заместителям, Генеральному прокурору Республики Беларусь и его заместителям надзорная жалоба может быть подана в случае оставления ее без удовлетворения председателями областного, Минского городского, Белорусского военного судов, прокурорами области, города Минска и приравненными к ним прокурорами.

Жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя.

К жалобе должны быть приложены заверенные судом копии судебных постановлений, вынесенных по делу, а также решения нижестоящей инстанции, если она рассматривала поданную ей жалобу в порядке надзора.

Статья 439. Лица, имеющие право принесения протеста в порядке надзора

Протесты в порядке надзора вправе приносить:

1) Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и их заместители – на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;

2) председатели областного, Минского городского судов, прокуроры области, города Минска и приравненные к ним прокуроры – на решения и определения районных (городских) судов и кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов;

3) председатель Белорусского военного суда, Белорусский военный прокурор – на решения и определения межгарнизонных военных судов и кассационные определения судебной коллегии по гражданским делам Белорусского военного суда.

Статья 440. Суды надзорной инстанции, рассматривающие дела по протестам в порядке надзора

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает дела по протестам на вступившие в законную силу решения и определения судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности и военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает дела по протестам на постановления президиумов областных и Минского городского судов и вступившие в законную силу решения, определения областных и Минского городского судов, которые не были обжалованы в кассационном порядке.

Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает дела по протестам на постановления президиума Белорусского военного суда и вступившие в законную силу решения, определения Белорусского военного суда, которые не были обжалованы в кассационном порядке.

Президиум Белорусского военного суда рассматривает дела по протестам на вступившие в законную силу решения, определения межгарнизонных военных судов и кассационные определения судебной коллегии по гражданским делам Белорусского военного суда.

Президиумы областного, Минского городского судов рассматривают дела по протестам на вступившие в законную силу решения и определения районных (городских) судов и кассационные определения судебной коллегии по гражданским делам соответствующего суда.

Если в рассмотрении данного дела в суде первой или кассационной инстанции принимало участие большинство судей суда, в который адресован протест, лицо, принесшее протест, направляет дело вышестоящему должностному лицу суда или прокуратуры для решения вопроса о принесении протеста в порядке судебного надзора в вышестоящую судебную инстанцию.

Статья 441. Истребование дела. Приостановление исполнения судебных постановлений

Должностные лица, указанные в статье 439 настоящего Кодекса, а также районные (городские) и межрайонные прокуроры имеют право истребовать из соответствующих судов гражданские дела для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора.

Если должностное лицо, истребовавшее дело, не имеет права принесения протеста на данное судебное постановление, оно в необходимых случаях входит с представлением о принесении протеста в порядке надзора к вышестоящему должностному лицу, имеющему право принесения протеста.

При отсутствии оснований для принесения протеста в порядке надзора лица, указанные в статье 439 настоящего Кодекса, сообщают об этом лицу, обратившемуся с надзорной жалобой о пересмотре дела, с указанием мотивов отказа.

Должностные лица, которым предоставлено право принесения протестов в порядке надзора, могут приостанавливать исполнение соответствующих судебных постановлений до окончания производства в порядке надзора.

Статья 442. Сроки рассмотрения надзорных жалоб. Принесение протеста в порядке надзора

Надзорная жалоба на судебные постановления должна быть рассмотрена не позднее одного месяца со дня ее поступления, а в случае истребования дела – не позднее одного месяца со дня поступления дела.

Должностное лицо, имеющее право принесения протеста в порядке надзора при наличии к тому оснований, приносит протест в порядке надзора и направляет его с делом в соответствующий суд для рассмотрения. При составлении и подаче протеста в порядке надзора применяются правила, изложенные в статье 409 настоящего Кодекса. Протест в порядке надзора представляется в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле.

Статья 443. Извещение юридически заинтересованных в исходе дела лиц и направление им копий протестов в порядке надзора

Суд, в который поступил протест в порядке надзора, направляет сторонам и другим юридически заинтересованным в исходе дела лицам копии протеста в порядке надзора, принесенного по делу, и в необходимых случаях, а также по просьбе этих лиц извещает их о времени и месте рассмотрения дела.

Извещения о времени и месте рассмотрения дела и копии протеста в порядке надзора подлежат направлению юридически заинтересованным в исходе дела лицам с таким расчетом, чтобы они имели возможность представить в суд письменные объяснения на протест с приложением документов, подтверждающих эти объяснения, ко времени рассмотрения дела.

Юридически заинтересованные в исходе дела лица, явившиеся в суд по извещению или без такового, допускаются к участию в судебном разбирательстве.

Статья 444. Отзыв протеста в порядке надзора

Должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела судом. В ходе рассмотрения дела этот протест не может быть ни отозван, ни изменен. Об отзыве протеста суд извещает юридически заинтересованных в исходе дела лиц.

В случае отзыва протеста в порядке надзора письменный отзыв должностного лица приобщается к делу, а протест изымается из дела.

Статья 445. Рассмотрение дела в порядке надзора

При рассмотрении дела в порядке надзора применяются правила настоящего Кодекса для рассмотрения дел в суде первой инстанции с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей главой, а также с учетом сущности надзорного производства.

При рассмотрении дела в порядке надзора суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам проверяет законность и обоснованность судебного постановления как в опротестованной, так и в неопротестованной части, а равно в отношении лиц, не указанных в протесте.

Суд не связан доводами протеста и обязан проверить дело в полном объеме.

Неявка в судебное заседание юридически заинтересованных в исходе дела лиц, которые извещались о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

В Президиуме Верховного Суда Республики Беларусь, президиумах областного, Минского городского, Белорусского военного судов дело докладывается председателем или по его поручению заместителем председателя, судьей.

Юридически заинтересованные в исходе дела лица дают объяснения после доклада дела.

В рассмотрении дела в порядке судебного надзора вправе принимать участие прокурор, который высказывает свое мнение по делу.

Дело по протесту в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные постановления рассматривается судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее двадцати дней, а в Верховном Суде Республики Беларусь – не позднее одного месяца со дня поступления дела с протестом.

Статья 446. Судебные постановления суда надзорной инстанции

Президиумы Верховного Суда Республики Беларусь, областного, Минского городского, Белорусского военного судов по результатам рассмотрения протеста в порядке надзора выносят постановления.

Судебная коллегия по гражданским делам и военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь выносят определения.

Постановления Президиума Верховного Суда Республики Беларусь, президиумов областного, Минского городского, Белорусского военного судов подписываются председательствующим в заседании указанных судебных инстанций.

Постановления Президиума Верховного Суда Республики Беларусь, президиумов областного, Минского городского, Белорусского военного судов принимаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за удовлетворение протеста и против удовлетворения протеста, протест считается отклоненным.

Статья 447. Полномочия суда надзорной инстанции

Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, своим определением или постановлением вправе:

1) оставить судебное постановление без изменения, а протест в порядке надзора – без удовлетворения;

2) отменить судебное постановление полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой или кассационной инстанции;

3) отменить судебное постановление полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения;

4) оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу судебных постановлений;

5) изменить или отменить судебное постановление и вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права.

Статья 448. Основания к отмене в порядке надзора судебных постановлений

Основаниями к отмене в порядке надзора судебных постановлений являются их необоснованность или существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Судебное постановление не может быть отменено лишь по формальным соображениям.

Судебное постановление подлежит отмене в порядке надзора с прекращением производства по делу или оставлением заявления без рассмотрения по основаниям, указанным в статьях 164–165 настоящего Кодекса.

Статья 449. Обязательность указаний суда, рассматривающего дело в порядке судебного надзора

Указания суда, рассматривающего дело в порядке судебного надзора, изложенные в его постановлении или определении, обязательны для суда, вновь рассматривающего данное дело.

Суд надзорной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или отвергнуты им, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими и о том, какое решение должно быть вынесено при новом рассмотрении дела.

Равным образом суд при рассмотрении дела в порядке судебного надзора, отменяя кассационное определение, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при новом рассмотрении дела.

Статья 450. Содержание и последствия постановлений судов надзорной инстанции

Содержание и последствия судебных постановлений судов надзорной инстанции определяются правилами, изложенными в статьях 427–429 и 432 настоящего Кодекса.

Статья 451. Частное определение (постановление) суда надзорной инстанции

Суд надзорной инстанции вправе в случаях, предусмотренных статьей 325 настоящего Кодекса, вынести частное определение (постановление).

Вопрос 413. Производство в надзорной инстанции: понятие, значение, отличие от апелляционного и кассационного производства. Требования, предъявляемые к надзорной жалобе, порядок ее принесения и рассмотрения. Виды решений и пределы прав суда надзорной инстанции.

Вопрос 413. Производство в надзорной инстанции: понятие, значение, отличие от апелляционного и кассационного производства. Требования, предъявляемые к надзорной жалобе, порядок ее принесения и рассмотрения. Виды решений и пределы прав суда надзорной инстанции.

Подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в порядке, установленном гл. 48 УПК 8 . Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в части, касающейся гражданского иска (ст. 402 УПК).

Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением. Ходатайства остальных участников именуются надзорными жалобами.

Отличия производства в суде надзорной инстанции от производства в суде апелляционной и кассационной инстанции:

1) Надзорные жалобы направляются непосредственно в суд надзорной инстанции, в то время как апелляционные и кассационные жалобы приносятся через суд, постановивший решение;

2) Апелляционное и кассационное производство по пересмотру судебных решений возбуждается по инициативе лиц, участвующих в деле и в соответствии с требованиями УПК имеющих право обжалования. Суд апелляционной и кассационной инстанции, получив соответственно апелляционную или кассационную жалобу, соответствующую требованиям закона, обязан возбудить производство по делу.

3) Надзорное производство может быть возбуждено исключительно по инициативе суда надзорной инстанции, если судья, заместитель председателя или председатель соответствующего суда примет такое решение.

В порядке надзора в соответствии со ст. 403 УПК могут быть обжалованы:

1) приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа – впрезидиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа;

2)судебные решения, указанные в п. 1, если они обжаловались в порядке надзора в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа; приговор, определение и постановление верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения ВС РФ в кассационном порядке; постановление президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа – в Судебную коллегию по уголовным делам ВС РФ;

3)приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда – в президиум окружного (флотского) военного суда;

4)судебные решения, указанные в пункте 3, если они обжаловались в порядке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда; приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения ВС РФ в кассационном порядке; постановление президиума окружного (флотского) военного суда – в Военную коллегию ВС РФ;

5)определение Кассационной коллегии ВС РФ, приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ или Военной коллегии ВС РФ, постановление судьи ВС РФ о назначении судебного заседания – в Президиум ВС РФ.

Надзорные жалоба или представление, составленные в соответствии с требованиями ст. 375 УПК, направляются непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный в соответствии со ст. 403 УПК пересматривать обжалуемое судебное решение.

К надзорным жалобе или представлению прилагаются:

— копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;

— копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовномуделу;

— в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении.

Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора либо определения или постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 405 УПК 9 .

Надзорные жалоба или представление рассматриваются судом надзорной инстанции в течение 30 суток со дня их поступления.

В необходимых случаях судья, рассматривающий надзорные жалобу или представление, вправе истребовать в пределах компетенции, установленной ст. 403 УПК, любое уголовное дело для разрешения надзорных жалобы или представления.

Изучив надзорные жалобу или представление, судья выносит одно из следующих постановлений:

1)об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления;

2)о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано.

Председатель верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа, Председатель ВС РФ либо его заместители вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. В этом случае он отменяет такое решение и выносит постановлениео возбуждении надзорного производства и передаче надзорныхжалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

Надзорные жалоба и представление рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее 15 суток, а ВС РФ – не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения. О дате, времени и месте заседания суд извещает лиц, указанных в ст. 402 УПК.

В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой или представлением.

Дело докладывается членом президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа, Президиума ВС РФ или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного уголовного дела.

Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, определения или постановления, мотивы надзорных жалобы или представления и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства. Докладчику могут быть заданы вопросы.

Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления.

Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения.

Затем стороны удаляются из зала судебного заседания.

После удаления сторон из зала судебного заседания президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа, Президиум ВС РФ выносят постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ – определение.

Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба или представление считаются отклоненными, за исключением случаев, предусмотренных ч. 10 ст. 407 УПК 10 .

В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:

1)оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения – без изменения;

2)отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3)отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;

4)отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

5)отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

6)внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

В случаях, предусмотренных п. 2-6, суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии со ст. 409 УПК.

Пределы прав суда надзорной инстанции определяются ст. 410 УПК. При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме. Если по уголовному делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или в отношении некоторых из них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных. Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении. Возвращая уголовное дело на новое рассмотрение, суд надзорной инстанции должен указать, в суд какой инстанции возвращается данное уголовное дело. В случае, когда по уголовному делу осуждено или оправдано несколько лиц, суд не вправе отменить приговор, определение или постановление в отношении тех оправданных или осужденных, в отношении которых надзорные жалоба или представление не принесены, если отмена приговора, определения или постановления ухудшает их положение. Указания суда надзорной инстанции обязательны при повторном рассмотрении данного уголовного дела судом нижестоящей инстанции.

Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе:

1)устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им;

2)предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими;

3)принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Равным образом суд надзорной инстанции, отменяя определение суда кассационной инстанции, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.