Правонарушения в сфере оружия

Административная ответственность за административные правонарушения, связанные с оружием, в Российской Федерации

юридические науки

  • Казанцева Олеся Леонидовна , кандидат наук, доцент
  • Самусев Иван Владиславович , студент
  • Алтайский государственный университет
  • АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ
  • ОРУЖИЕ
  • ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Похожие материалы

Любое оружие, а также предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, требуют пристального внимания со стороны государства по причине их высокой общественной опасности. Все процессы (производство, продажа, хранение, использование), связанные с ними, особо контролируются государством. Ознакомление граждан с ответственностью за административные правонарушения, связанные с использованием оружия и сходных с ним изделий, необходимо для повышения правовой культуры и уровня правосознания.

За правонарушения, связанные с оружием установлена как административная, так и уголовная ответственность. При этом в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. №5 отмечается, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и уголовного преступления, в связи с чем, необходимо разграничивать виды ответственности владельцев оружия [1]. При этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия и боеприпасов, их продажи, несвоевременная регистрация и перерегистрация оружия и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.

Говоря об административной ответственности за правонарушения, связанные с оружием, необходимо определиться с понятием «оружие». Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» под оружием понимает «устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов», а также закрепляет виды оружия: огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое, газовое, сигнальное и другое [2]. Под применением оружия или иных предметов в российской судебной практике понимаются «умышленные действия, направленные на использование лицом указанных предметов как для физического, так и для психического воздействия на потерпевшего, а также иные действия, свидетельствующие о намерении применить насилие посредством этого оружия или предметов, используемых в качестве оружия» [3].

Административная ответственность за административные правонарушения, связанные с оружием, закреплена в Кодексе РФ об административных правонарушениях РФ. Кодекс закрепляет следующие административные наказания за рассматриваемые правонарушения:

  1. административный штраф (ст. 20.8, ст. 20.9, ст. 20.10 и др.),
  2. конфискация оружия (ст. 20.12),
  3. конфискация оружия и патронов к нему (ст. 20.8, ч. 4.1, ст. 20.13, ч.1 и др.),
  4. конфискация пневматического оружия (ст. 20.10),
  5. конфискация орудий охоты (ст. 8.37),
  6. конфискацией приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (ст. 20.9),
  7. лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение ору­жия (ст. 20.8, ст. 20.12 и др.)
  8. лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет (ст. 8.37),
  9. дисквалификация должностных лиц .(ст. 20.8, ч. 3 и др.)
  10. административное приостановление деятельности юридических лиц (ст. 20.8, ч. 2 и др.) [4].

КоАП содержит целый ряд статей, предусматривающих административную ответственность за административные правонарушения, связанные с оружием.

Так, например, ст. 20.8 предусматривает ответственность для граждан за нарушение правил хранения, ношения и уничтожения оружия и патронов к нему. Примером нарушения правил хранения оружия и патронов к нему, влекущего административную ответственность по данной статье, может выступать отсутствие необходимых технических средств охраны (металлических шкафов, охранной сигнализации), хранение оружия вне сейфа и т.п. Под ношением оружия следует понимать его нахождение в одежде или непосредственно на теле лица, а равно переноску в сумке, портфеле и т.д. Нарушение правил ношения оружия может выражаться в отсутствии необходимых документов (документов, удостоверяющих личность гражданина, и выданных органами внутренних дел лицензий либо разрешений на хранение, либо ношение имеющегося оружия), в ношении оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий и т.д.

Ч. 1 ст. 20.11 предусматривает административную ответственность за нарушение сроков регистрации (перерегистрации) приобретенного по лицензиям органов внутренних дел оружия, а также сроков постановки его на учет в органах внутренних дел при изменении гражданином места жительства. Оружие подлежит регистрации в органе внутренних дел по месту жительства в двухнедельный срок со дня их приобретения. Перерегистрация оружия проводится за три месяца до истечения срока действия лицензии либо разрешения. При перемене места жительства владелец зарегистрированного оружия обязан обратиться в орган внутренних дел с просьбой о снятии оружия с учета, указав адрес нового места жительства. По прибытии к новому месту жительства владелец оружия обязан в 10-дневный срок поставить на учет имеющееся у него оружие в соответствующем органе внутренних дел.

Правонарушения, предусмотренные ст. 20.12 «Пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему», могут выражаться в действиях либо бездействии, нарушающих перечисленные правила: отсутствии необходимых пломб и печатей на заводской упаковке либо специальной таре, в которых транспортируются оружие и патроны к нему; транспортировании оружия без охраны, когда в соответствии с правилами наличие охраны обязательно; перевозке дымного пороха и изделий на его основе сверх допустимого веса и т.д. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» в почтовых отправлениях, пересылаемых в пределах Российской Федерации, запрещены к пересылке огнестрельное, сигнальное, пневматическое, газовое оружие, боеприпасы, холодное оружие (включая метательное), электрошоковые устройства и искровые разрядники, а также основные части огнестрельного оружия [5].

Ст. 20.13 предусматривает административную ответственность за стрельбу из оружия в не отведенных для этого местах (как в пределах, так и вне населенных пунктов), а также за стрельбу в отведенных для этого местах, но с нарушением установленных правил. Рассматриваемое правонарушение выражается в производстве выстрела из всех видов огнестрельного оружия, газовых пистолетов и револьверов, из пневматического, сигнального и других предназначенных для этого видов оружия. При этом любой из указанных видов оружия может явиться орудием совершения правонарушения, предусмотренного рассматриваемой статьей, независимо от способа его изготовления, а также законности нахождения у правонарушителя. Стрельба вне населенных пунктов влечет административную ответственность по рассматриваемой статье, если при этом нарушаются общественный порядок и личная безопасность граждан либо создается непосредственная угроза такого нарушения (например, стрельба в пригородной зоне). Нарушением установленного порядка стрельбы является несоблюдение мер безопасности, например, открытие огня без команды руководителя стрельб, стрельба в опасных направлениях и т.д. Правонарушение считается оконченным с момента начала противоправных действий. Если же в результате стрельбы из оружия в не отведенных для этого местах наступают вредные последствия, такие действия должны квалифицироваться в зависимости от характера и тяжести последствий по соответствующим статьям Уголовного кодекса РФ.

Ст. 20.14 «Нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему» закрепляет в качестве административно наказуемого нарушение правил сертификации при производстве и обороте оружия и патронов к нему. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об оружии» обязательной сертификации подлежат все производимые на территории РФ, ввозимые на территорию РФ и вывозимые из РФ модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия. Данное правонарушение выражается в невыполнении указанного выше требования либо в его выполнении, но с нарушением установленного порядка сертификации оружия и патронов к нему. Следует отметить, что ответственность по данной статье наступает вне зависимости от наступления последствий.

Ст. 20.15 «Продажа механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками, без соответствующей лицензии» предусматривает административную ответственность за незаконную продажу указанных видов оружия.

Вышеупомянутый Федеральный закон «Об оружии» содержит нормы, предусматривающие ответственность за правонарушения, связанные с оружием. Так ст. 28 данного закона предусматривает, что «должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Федерального закона и находящегося у владельцев на законных основаниях». Это означает, что закон наделяет указанные должностные лица правом незамедлительного изъятия и уничтожения оружия, запрещённого к обороту, т.е. предназначенного к продаже или обмену на территории России.

На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что ответственность за правонарушения, связанные с оружием, урегулирована российским правом в достаточном объёме. Однако в законодательстве об оружии есть некоторые пробелы. Например, не оговорено правовое регулирование огнестрельного оружия, в конструкцию которого гражданами были самостоятельно внесены изменения, повышающие его боевые характеристики сверх допустимых ограничений. Кроме того, стремительный технический прогресс и стремящееся за ним технологическое совершенствование оружия требуют регулярного изменения и совершенствования правового регулирования данных правонарушений. Именно поэтому необходимо регулярное восполнение пробелов в праве о данных административных правонарушениях, зачастую влекущих за собой совершение преступлений.

Список литературы

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. №5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обо¬роте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» // Российская газета. 2002. 19 марта.
  2. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.) // Российская газета. 1996. 18 декабря.
  3. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 15 ноября 2007 г. №45 «О судебной практике по уго¬ловным делам о хулиганстве и иных преступ¬лениях, совершенных из хулиганских побужде¬ний» // Российская газета. 2007. 21 ноября.
  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  5. Федеральный закон от 17 июля 1999г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3697.

Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

КоАП РФ об оружии

Статьи КоАП РФ, регулирующие правоотношения в области оборота и лицензирования оружия

За нарушение порядка оборота и лицензирования оружия, прописанного в законе «Об оружии», есть отдельные виды наказания. Так статьи КоАП РФ 20.8- 20.15 прописывают ответственность за различныке виды правонарушений, касающихся использования и оборота оружия: от стрельбы в неположенном месте с нарушением правил до незконной продажи оружия, не относящейся к уголовному правонарушению. Ознакомиться со статьями КоАП РФ, отвечающих за административное наказание в сфере обращения оружия, Вы можете ниже:

Статья 20.7. Невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны

(в ред. Федерального закона от 06.11.2011 N 295-ФЗ)

1. Невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Статья 20.8. Нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 370-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 398-ФЗ)

1. Нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 192-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 370-ФЗ)

2. Грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до одного года; административное приостановление деятельности юридических лиц — на срок от десяти до шестидесяти суток.

3. Нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо их дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

4. Нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами, за исключением случая, предусмотренного частью 4.1 настоящей статьи, —

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 227-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до одного года.

4.1. Ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 227-ФЗ)

4.2. Невыполнение лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения —

влечет лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

(часть 4.2 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 227-ФЗ)

5. Нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление их деятельности на срок до десяти суток.

6. Незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административное приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток.

Статья 20.9. Установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения

Установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (за исключением прицелов для охоты), порядок использования которых устанавливается Правительством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 20.10. Незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия

Незаконные изготовление, продажа пневматического оружия или передача пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 джоуля и калибра 4,5 миллиметра без разрешения органов внутренних дел —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковой; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковой либо их дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковой либо административное приостановление их деятельности на срок до тридцати суток.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 398-ФЗ)

Статья 20.11. Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет

1. Нарушение гражданином установленных сроков регистрации приобретенного по лицензиям органов внутренних дел оружия, а равно установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение или сроков постановки оружия на учет в органах внутренних дел при изменении гражданином постоянного места жительства —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 28.12.2010 N 398-ФЗ)

2. Нарушение должностными лицами, ответственными за хранение и использование оружия, сроков постановки оружия на учет в органах внутренних дел, продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 20.12. Пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему

1. Пересылка оружия —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией оружия или без таковой.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Нарушение правил перевозки, транспортирования оружия и патронов к нему —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

3. Нарушение правил использования оружия и патронов к нему —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 28.12.2010 N 398-ФЗ)

Статья 20.13. Стрельба из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил или в не отведенных для этого местах

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 177-ФЗ)

1. Стрельба из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

2. Стрельба из оружия в населенных пунктах или в других не отведенных для этого местах —

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от полутора до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему.

3. Действие, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, совершенное группой лиц либо лицом, находящимся в состоянии опьянения, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок три года с конфискацией оружия и патронов к нему.

Статья 20.14. Нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему

Нарушение правил сертификации при производстве и обороте оружия и патронов к нему —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 20.15. Продажа механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками, без соответствующей лицензии

Продажа механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками, без соответствующей лицензии —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Профилактика административных правонарушений в сфере оборота оружия, осуществляемая органами внутренних дел Миронов Олег Вячеславович

Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Миронов Олег Вячеславович. Профилактика административных правонарушений в сфере оборота оружия, осуществляемая органами внутренних дел : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.14 / Миронов Олег Вячеславович; [Место защиты: Всерос. науч.-исслед. ин-т МВД РФ].- Москва, 2009.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-12/475

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Главной составляющей комплексного подхода по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации в условиях проводимой административной реформы является четкое и целенаправленное функционирование различных государственных органов и их социально-эффективное взаимодействие с общественными формированиями правоохранительной направленности по профилактике правонарушений. В настоящее время такая работа в сфере оборота оружия в основном возложена лишь на органы внутренних дел. Подобное положение приводит к тому, что превенция правонарушений в данной области не всегда достигает желаемого для современного российского общества и государства.

Противоправные деяния, связанные с несоблюдением правил оборота оружия, содержат в себе не только реальную угрозу общественной безопасности, но и препятствуют созданию социальной стабильности в современном Российском государстве. Ситуация осложняется тем, что с начала 1990-х годов, по данным ГИАЦ МВД России, в Российской Федерации отмечается значительный рост интереса граждан к оружию, что привело к увеличению количества владельцев оружия с 2,5 млн. в 1998 году до 4,7 млн. человек в 2008 году. Это негативно отражается на состоянии уровня правовой защищенности граждан, усложняет возможности правоохранительных органов обеспечить эффективную защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций от противоправных посягательств.

Данные статистики свидетельствуют, что массовая вооруженность населения, сопряженная с распространенным правовым нигилизмом в обществе влечет ряд трудно разрешаемых проблем в сфере оборота оружия, а именно:

– наряду с увеличением количества оружия у граждан, отмечаются отсутствие культуры обращения с оружием и нежелание знать необходимые правила ухода за оружием и его использования;

– легальные владельцы оружия часто не обеспечивают надлежащее хранение оружия, и оно становится объектом хищения;

– с учетом наметившейся тенденции к ослаблению убойной силы оружия самообороны, граждане всё чаще обращают внимание на иные, более опасные и незаконные способы защиты своей собственности, здоровья и жизни, в том числе и путем использования оружия, незаконно ввезенного на территорию Российской Федерации, а также легально приобретенного оружия, которое впоследствии подвергается определенной доработке;

– увеличивающееся количество ведомственных нормативных правовых актов сопровождается ростом противоречий их с законами и другими актами в сфере оборота оружия – Федеральным законом РФ от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 15.10.1997 г. № 1314 «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях», что вносит дополнительную напряженность в процесс реализации контрольных функций, негативно влияет на обеспечение эффективной профилактики правонарушений в исследуемой области.

Ученые-административисты, исследующие проблемы правового регулирования оборота оружия, основное внимание уделяют разработке системы мер профилактики преступлений в данной сфере, неоправданно пренебрегая профилактикой административных правонарушений.

В целях восполнения указанного пробела, в рамках заявленной темы осуществлен структурный анализ действующего законодательства и практики административно-юрисдикционной деятельности подразделений органов внутренних дел в сфере оборота оружия. Это послужило стимулом для построения концептуальной основы эффективной системы профилактики административных правонарушений в указанной сфере, гармонично вписывающейся в превентивную политику с учетом исторического опыта и современной практики правоохранительной деятельности в России.

Несмотря на предпринимаемые МВД России совместно с другими правоохранительными органами меры, продолжает расти количество правонарушений, совершаемых с использованием оружия. Так, по сравнению с 2005 годом, в 2008 году, количество выявленных административных правонарушений в исследуемой сфере увеличилось с 298594 до 322941 соответственно (на 8,1 %). В среднем за год количество выявленных административных правонарушений в сфере оружия неизменно увеличивается на 2 %.

Принципиальными недостатками существующей модели профилактики исследуемых административных правонарушений, по нашему мнению, являются:

– отсутствие глобальной законодательной основы профилактики в Российской Федерации;

– малоэффективный механизм мониторинга (наблюдения, оценки, анализа, прогнозирования) указанных административных правонарушений;

– недостаточное финансирование профилактической деятельности;

– одностороннее, деформированное увлечение мерами уголовной репрессии и основанными на них средствами предупреждения правонарушений;

– отсутствие четких критериев оценки эффективности профилактической деятельности органов внутренних дел.

Одним из основных факторов, подтверждающих актуальность темы настоящего диссертационного исследования, является недостаточный государственный контроль за оборотом оружия, который является одной из важнейших составляющих системы мер, опосредующих профилактическое воздействие. Его совершенствование будет способствовать снижению уровня преступности и количества административных правонарушений в исследуемой сфере.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе профилактической деятельности органов внутренних дел в сфере оборота оружия.

Предметом исследования являются теоретические, организационно-правовые и прикладные проблемы деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений в сфере легального оборота оружия в Российской Федерации.

Степень разработанности темы исследования. Вопросы профилактики административных правонарушений, административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел постоянно находятся в центре внимания ученых-административистов и теоретиков права.

Исследованию указанных проблем посвящены научные труды таких отечественных ученых как А.Б. Агапов, С.С. Алексеев, Г.В. Атаманчук, И.Н. Барциц, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, С.Н. Бочаров, И.И. Веремеенко, И.А. Галаган, М.И. Еропкин, А.С. Дугенец, А.А. Демин, В.В. Игнатенко, А.Б. Зеленцов, Л.А. Калинина, Ю.М. Козлов, Н.М. Конин, А.П. Коренев, С.Д. Князев, Г.А. Кузьмичева, В.М. Манохин, М.Я. Масленников, А.Ф. Ноздрачев, Б.М. Лазарев, В.В. Лазарев, В.П. Лозбяков, Л.Л. Попов, Ф.С. Разаренов, В.И. Ремнев, Б.В Россинский, Н.Г. Салищева, В.Д. Сорокин, Ю.Н. Старилов, М.С. Студеникина, Ю.А. Тихомиров, Н.Ю. Хаманева, А.П. Шергин В.А. Юсупов и других ученых-юристов.

Проблемы деликтологической деятельности органов внутренних дел исследовали С.Б. Аникин, В.М. Безденежных, А.В. Бутков, Э.Е. Гензюк, В.В. Головко, А.Н. Дерюга, В.В. Дорохин, М.В. Костенников, В.И. Майоров, Ю.Н. Мильшин, Н.П. Мышляев, М.И. Никулин, В.Н. Прокопенко, А.С. Прудников, А.Н. Сандугей, В.Е. Севрюгин, М.Л. Тюркин, Р.В. Цветков, Е.А. Черепанов, В.В. Черников и др.

На уровень научно-практической разработанности темы определенное влияние оказали результаты диссертационных исследований, посвященных роли, месту и значению профилактической деятельности органов внутренних дел. Среди них работы В.Н. Прокопенко «Правовые и организационные основы профилактической деятельности участковых уполномоченных милиции» (ВНИИ МВД России, 2002 г.), Н.П. Мышляева «Теоретические и прикладные основы административной деликтологии» (Московский университет МВД России, 2004 г.), М.И. Никулина «Проблемы науки административной деликтологии» (Московский университет МВД России, 2005 г.).

Объект исследования предопределялся также работами, посвященными исследованию организационно-правовых основ легального оборота оружия в Российской Федерации, – Е.Д. Шелковниковой «Теоретические основы и проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел в области контроля за оборотом оружия» (ВНИИ МВД России, 1999 г.), Ю.П. Тимашева «Правовые и организационные основы деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия» (ВНИИ МВД России, 1997 г.), Г.И. Калмыкова «Правовые, организационные и тактические основы применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел» (ВНИИ МВД России, 2003 г.).

Вопросы профилактики административных правонарушений в сфере оборота оружия исследовали А.В. Бикмашев, А.Д. Благов, И.В. Делягин, А.А. Долгополов, В.В. Иванов, Г.И. Калмыков, А.И. Каплунов, Д.А. Корецкий, Ю.П. Тимашев, Е.Д. Шелковникова и др.

Отмечая значимость указанных работ, следует акцентировать внимание на отсутствие комплексного исследования проблем профилактики административных правонарушений в сфере оборота оружия, осуществляемой органами внутренних дел оружия в современных условиях. Указанные обстоятельства дают основания для признания необходимости проведения научного исследования и выработки интергированных подходов в указанной сфере системы современных общественных отношений.

Целью диссертационного исследования является основанное на комплексном исследовании теоретических и практических аспектов организационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел по профилактике административных правонарушений в сфере оборота оружия совершенствование модели системной превенции с учетом отечественного опыта и правоприменительной практики.

Указанная цель достигается путем решения ряда задач, основными из которых являются:

– исследование институциональных аспектов общей профилактики правонарушений и профилактики административных правонарушений в сфере оборота оружия;

– определение места и значения органов внутренних дел в ряду иных субъектов, осуществляющих профилактику правонарушений в сфере оборота оружия;

– комплексный анализ действующего законодательства, правительственных и ведомственных нормативных правовых актов в сфере оборота оружия;

– определение мер и средств по совершенствованию действующего законодательства и управленческих нормативных правовых актов, регулирующих оборот оружия, с целью формирования эффективных мер по профилактике административных правонарушений в исследуемой сфере;

– правовой анализ отечественного опыта профилактики правонарушений в сфере оборота оружия;

– исследование сложившейся практики взаимодействия органов внутренних дел с иными государственными органами, а также с общественными формированиями (организациями), функционирующими в сфере оборота оружия;

Методологическую основу исследования составили фундаментальные теоретические положения общей теории права, труды советских и российских ученых-административистов, а также специалистов в смежных отраслях права.

При диссертационном исследовании использовались диалектический метод познания, исторический, системный и целевой подходы к изучению проблемы. Методология исследования базируется на принципе единства исторического и системного в познании, а также специальных методах: формально-логическом, историческом, сравнительно-правовом, социологическом.

Нормативную правовую базу диссертационного исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МВД России, иных федеральных ведомств.

При анализе эмпирического материала применялись социологические приемы получения информации: анализ документов, наблюдение, анкетирование и интервьюирование. Изучено более 1600 дел об административных правонарушениях (ст.ст. 12.8-12.15 КоАП России), проанкетировано и проинтервьюировано более 300 сотрудников УЛРР ДООП МВД России, УЛРР по г. Москве, Московской, Новгородской, Ростовской областей.

Изучены и использованы информационно-аналитические, статистические и иные материалы ДООП МВД России, УООП МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, ВНИИ МВД России.

Научная новизна работы состоит в том, что диссертация является одним из первых комплексных исследований проблем профилактики административных правонарушений в сфере оборота оружия в Российской Федерации, осуществляемой органами внутренних дел. Диссертантом интегрированы методологические подходы различных отраслей в изучение проблем профилактики административных правонарушений в сфере оборота оружия.

Автор, опираясь на отечественный опыт профилактики правонарушений, предлагает конкретные изменения сложившейся модели превенции правонарушений в сфере оборота оружия с целью её необходимого совершенствования.

С учетом практических аспектов деятельности органов внутренних дел и административной практики в сфере оборота оружия предлагаются коррективы структуры и содержания законодательной базы в сфере оборота оружия в интересах повышения эффективности её применения и использования как государственными органами, так и гражданами Российской Федерации, и создания более стройной и прозрачной системы правового регулирования исследуемой проблемы.

На защиту выносятся следующие основные положения:

Делается вывод, что профилактика административных правонарушений в сфере оборота оружия является отражением потребности общества в необходимом административно-правовом регулировании легального оборота оружия в Российской Федерации. Динамизм административной деликтности в сфере оборота оружия, формы его проявления, содержание и направленность исследуемых противоправных деяний в современных условиях оказывают существенное влияние на выбор форм и методов деятельности органов внутренних дел по профилактике административных правонарушений в сфере оборота оружия.

Отстаивается авторское определение профилактики административных правонарушений органами внутренних дел в сфере оборота оружия как целенаправленной профессиональной деятельности органов внутренних дел по контролю за легальным оборотом оружия и создание необходимых условий для становления должной культуры его обращения, осуществляемой во взаимодействии с другими субъектами правоохранительной деятельности.

3. По результатам изучения дел об административных правонарушениях (ст.ст. 12.8-12.15 КоАП России) предлагается возможным разделить граждан, совершающих административные правонарушения, на владельцев оружия самообороны и владельцев охотничьего оружия. При этом выявлено, что владельцы охотничьего оружия в исследуемой сфере совершают в 4 раза меньше административных правонарушений. Это объясняется тем, что указанные граждане, при получении охотничьего билета проходят обязательное обучение навыкам и правилам обращения с оружием. На основании изложенного сделан вывод о необходимости усложнения процедуры оформления лицензии на приобретение оружия, структурно разделив её на 5 этапов:

1) предоставление кандидатами документов, необходимых для оформления лицензии, в органы внутренних дел;

2) психологическое тестирование кандидатов на оформление лицензии, проводимое органами внутренних дел;

3) обучение теоретическим и практическим навыкам обращения с оружием;

4) прохождение тестового экзамена на применение правил безопасного обращения с оружием в органах внутренних дел;

5) оформление лицензии.

Аргументирован вывод о необходимости обязательного обучения лиц, впервые получающих лицензию на любой вид оружия, с последующей тестовой проверкой указанных лиц на предмет знания правил оборота оружия, по результатам которого органы внутренних дел будет принимают решение о выдаче или об отказе в выдаче соответствующей лицензии. При этом владельцы, которые приобрели оружие, не проходя обучение, по истечении срока действия разрешения на его хранение или хранение и ношение, обязаны также пройти указанный тестовый экзамен, от результатов которого зависит решение вопроса о продлении или о временном приостановлении действия соответствующих разрешений на срок, необходимый для обучения владельца оружия. Обоснована необходимость введения психологического тестирования лиц, впервые претендующих на получение лицензии на покупку оружия.

4. Обосновывается необходимость расширения перечня оснований аннулирования лицензий и разрешений на хранение или хранение и ношение оружия. Согласно статистическим данным, 97 % административных правонарушений совершается при совершении деяний, ответственность за которые предусмотрена статьями 20.8 КоАП России («Нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему») и 20.11 КоАП России («Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет»). Автором предложены новые редакции указанных статей. За нарушение правил хранения оружия, повлекшее его утерю, а также повторного нарушения сроков регистрации (перерегистрации) оружия гражданами, должностными и юридическими лицами, предлагается аннулировать все имеющиеся лицензии и разрешения на хранение или хранение и ношение оружия. Оружие при этом может быть сдано на платное хранение в органы внутренних дел или реализовано через магазины комиссионной продажи с передачей вырученных средств владельцу.

Делается вывод о необходимости исключения из КоАП России статьи 20.9 («Установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения»). В настоящее время, продажа на территории Российской Федерации указанных в статье приспособлений запрещена. Ответственность за совершение рассматриваемого деяния предусмотрена частью 1 статьи 222 УК России.

Перечень административных наказаний, предусмотренных частью 3 статьи 20.12 («Нарушение правил использования оружия и патронов к нему») и статьи 20.13 («Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах») предлагается дополнить – санкцией «административный арест». При этом автором обоснована необходимость значительного увеличения размера налагаемого за совершение указанных правонарушений административного штрафа. Утверждается необходимость привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.13 КоАП России физических лиц, владеющих пневматическим оружием, для приобретения и хранения которого не предусмотрено получение лицензии и разрешения.

Разработаны и внесены конкретные предложения по совершенствованию информационного обеспечения профилактики правонарушений в сфере оборота оружия как собственными силами органами внутренних дел, так и при взаимодействии со средствами массовой информации. Проведенное исследование показало отсутствие официального информационного сайта в сети Интернет об оружии. Создание официального информационного сайта об оружии позволит снизить количество правонарушений, предусмотренных статьей 20.11 КоАП России («Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет»), а в будущем – упросить процедуру оформления лицензий и разрешений на оружие.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в разработку проблем, связанных осуществлением органами внутренних дел профилактики в сфере оборота оружия; выявлены пробелы действующего законодательства в указанной сфере и вносятся аргументированные предложения по совершенствованию нормативной правовой регламентации и процессуально-правовому регулированию мер административного воздействия.

Выводы, предложения и рекомендации обобщают и дополняют научные знания о сущности профилактики органами внутренних дел административных правонарушений в сфере оборота оружия, ее роли, месте и значении в системе сложившихся в настоящее время в Российской Федерации общественных отношений.

В диссертации с учетом потребностей практики проанализированы проблемы, имеющие актуальное значение для организации оптимального функционирования и взаимодействия органов внутренних дел с органами и должностными лицами исполнительной власти и местного самоуправления в сфере оборота оружия, предложены правовые и организационные средства их разрешения.

Основные положения, выводы и рекомендации проведенного диссертационного исследования могут быть использованы в законотворческой и ведомственной нормотворческой деятельности, а также в учебном процессе образовательных учреждений и учебно-методической работе практических подразделений МВД России.

Апробация результатов исследования реализована в форме обсуждения его основных положений на 9 научно-практических конференциях, семинарах и «круглых столах», подготовки научных публикаций, внедрения соответствующих научных разработок в учебный процесс и правоприменительную деятельность подразделений органов внутренних дел.

Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в 5 опубликованных научных статьях, в том числе в издании, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.

Автором разработана памятка о культуре и правилах обращения с оружием, получившая положительную оценку ДООП МВД России и рекомендованную для размещения на информационные стенды подразделений лицензионно-разрешительной работы.

Материалы исследования использовались при подготовке лекции «Оружие нелетального действия» (п. 6.2.4 Плана НИР 2007 г.), методических рекомендаций «Осуществление подразделениями лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел контроля за деятельностью служб безопасности юридических лиц» (п. 6.2.5 Плана НИР 2007 г.), методических рекомендаций «Применение норм административного законодательства при выявлении правонарушений в деятельности предприятий, осуществляющих торговлю огнестрельным оружием и основными частями огнестрельного оружия и патронов к нему» (п. 7.1.2 Плана НИР 2008 г.), аналитического обзора «Порядок реализации хранящегося в органах внутренних дел зарегистрированного оружия, изъятого у граждан, а также оружия умерших граждан, на которое в установленный срок не оформлено право на получение наследства законными наследниками» (п. 2.3.2 Плана НИР 2009 г.), получивших высокие оценки от практических подразделений органов внутренних дел.

Положения диссертационного исследования использовались также в практической деятельности УЛРР ГУВД по г. Москве и в учебно-методической деятельности НОУ «Школа спецподготовки «Витязь».

Структура и объем диссертации обусловлены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, библиографии и двух приложений.