Публичный сервитут на земельный участок это

Оглавление:

Что такое публичный сервитут на земельный участок и как он устанавливается?

Не каждый обычный человек сможет внятно объяснить значение слова «сервитут». А тем более доходчиво рассказать о публичном земельном сервитуте.

Что это такое?

Понятие о сервитуте пришло в современное законодательство из далёкой эпохи Римской империи. Где такая юридическая практика применялась очень широко.

Естественно, современные юридические нормы сервитутов сильно отличаются от древнеримских.

Само понятие земельного сервитута означает ограничение прав использования собственником участка в пользу третьих лиц. Или, иными словами, посторонним лицам разрешено постоянное ограниченное право использование чужого участка земли.

Законодательное определение и порядок наложения сервитутного обременения отражены в Гражданском Кодексе РФ (ГК РФ), в частности в его статьях 274 – 277.

При этом сервитут на земельный участок подразделяют на частный (простой) и публичный (предиальный):

  • простое соглашение может быть между частными лицами;
  • в публичной форме с одной стороны могут выступать органы, обеспечивающие таким образом интересы населения или государства.

Особенности публичной формы

Как уже отмечалось, для такого вида сервитута характерно участие в нём органов местного самоуправления, или иных органов государственной власти.

Это не единственное отличие его от частного сервитута. Если последний может быть заключён с обоюдного согласия обеих сторон, то публичный сервитут устанавливается после проведения публичных слушаний на основании государственного правового акта, либо аналогичного документа субъекта РФ, либо актом органов местного самоуправления.

Налагается такое обременение для:

  1. Обеспечения проезда, или прохода через земельный участок.
  2. Обеспечения производства необходимых работ по прокладке, ремонту или обслуживанию каких-либо коммуникационных сетей.
  3. Обеспечения забора воды, или водопоя сельскохозяйственных животных.
  4. Прогона скота на водопой, пастбище и обратно.
  5. Обеспечения проведения дренажных работ.
  6. Обеспечения проезда к сенокосным угодьям в определённые периоды времени.
  7. Обеспечения свободного доступа к береговой линии находящегося на участке естественного водоёма. А так же обеспечения возможности ловли там рыбы и охоты, или для сбора грибов и ягод в имеющихся на участке лесных угодьях.

Владелец имеет право потребовать от органов, установивших такое обременение, изъять или выкупить у него данный участок и возместить все понесённые убытки.

Это возможно, в том случае, если сервитутное обременение делает невозможным использование земельного участка по его прямому назначению.

Кроме того, Земельным кодексом РФ предусмотрено предоставление собственнику участка с сервитутным публичным обременением права требовать от тех, в пользу кого было составлено такое обременение, разумной платы за пользование его участком. Такая оплата может быть истребована и с органов власти установивших сервитут.

Порядок установления ограничений

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного муниципального органа. Для того чтобы такое ограничение было установлен, нужно выполнить следующие условия:

  1. Должно быть подано заявление об установлении такого обременения в органы власти, которые правомочны решить этот вопрос.
  2. Далее следует рассмотрение заявления властными структурами.
  3. После рассмотрения заявления наступает черёд организации публичных слушаний для выяснения общественного мнения по такому вопросу.
  4. Лишь после этого органами власти выносится решение о наложении сервитута.
  5. Заключительным этапом будет обязательная государственная регистрация.

Заявление может быть подано юридическим, или физическим лицом, а так же группой граждан от лица местного населения.

Поданное заявление рассматривается властными структурами. Чаще всего этим занимаются местные органы самоуправления населённым пунктом или сельским поселением.

Результатом такого рассмотрения станет вынесение обсуждения этого вопроса на публичные слушания, где и определяется необходимость установления сервитута.

На слушания должны быть приглашены все заинтересованные лица, включая собственника участка земли, на который предполагается наложить сервитутное обременение.

В процессе слушания обязательно должен вестись протокол и должен быть составлен поимённый список всех, кто присутствовал на этом мероприятии.

В протоколе должны быть отмечены все пожелания, мнения и претензии участников слушаний.

На основании результатов общественных слушаний властными органами выносится решение в виде нормативного правового акта об установлении публичного сервитута на земельный участок. В нём скрупулёзно отмечаются границы обременяемого участка, указывается его номер кадастрового учёта, даются необходимые сведения о владельце этого участка.

Если собственник участка считает, что его права нарушены, то он может подать исковое заявление в Арбитражный суд.

Прекращение действия ограничений

Существует несколько оснований для прекращения действия публичного сервитута на земельный участок:

  1. Устранение причины, по которой он был наложен.
  2. Окончание срока действия сервитутного обременения, если оно было срочным, и срок был указан в зарегистрированном акте.

В случае, когда результатом действия сервитутного обременения стала невозможность использования участка по его непосредственному назначению, то собственник вправе через суд требовать прекращения действия этого обременения.

Независимо от того, по какой причине прекращено действие сервитута, это должно быть оформлено правовым актом структур, вынесших решение о наложении обременения, с его последующей государственной регистрацией.

Для принятия решения о прекращении действия сервитута проведение общественных слушаний не требуется, если это не предусмотрено местным законодательством.

Никаких особенных хитростей в этом вопросе нет. Получить чёткое представление о том, что такое земельный публичный сервитут можно прочитав эту статью, но чтобы уяснить все тонкости применения этого права на практике, придётся покопаться в отдельных статьях регионального законодательства РФ, или воспользоваться консультациями опытных юристов.

Видео: Земельные споры -как правильно установить сервитут?

В видеосюжете юрист рассказывает, что представляет собой земельный сервитут.

Рассказывается,я в чем суть подобного ограничения для собственника земельного участка, какими дополнительными обязанностями и на какой срок обременяется владелец, какова процедура установки сервитута на землю.

Публичный сервитут на земельный участок: что это такое и как он устанавливается?

В соответствии с земельным кодексом РФ, публичный сервитут это право использования чужого имущества в ограниченных целях.

Данный сервитут служит для обеспечения интересов государственной власти, органов местного самоуправления или населения. После его принятия изъятие конкретного участка земли не производится.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 110-05-29 . Это быстро и бесплатно !

Когда можно, а для каких целей его нельзя установить?

Чтобы установить публичный сервитут, необходимо получить один из определенных в законном порядке документов:

  1. Нормативно-правовой акт субъекта РФ.
  2. Акт, выданный органом самоуправления.
  3. Акт РФ.
  4. Есть случаи, при которых установление публичного сервитута запрещено:
  5. Если сервитут мешает собственнику распоряжаться собственным имуществом в полной мере.
  6. При поступлении требования от собственника в орган самоуправления об его отмене.
  7. При невозможности или нежелании инициатора проводить общественное слушание.

Кто имеет право?

Публичный сервитут устанавливается в случае набора группы голосов с положительным ответом.

Принимать решение могут такие лица:

  1. Жители определенной территориальной единицы, которые могут пострадать от принятия конкретного сервитута.
  2. Официальные представители фирм и объединений, чей юридический адрес располагается на причастной к положениям сервитута территории.
  3. Владелец участка земли, который имеет прямое отношение к установке публичного сервитута. Вместе с ним решение может принять любой другой законный временный или постоянный владелец конкретного участка земли, то есть арендатор, а также лицо, обладающее правом бессрочного пользования.
  4. Работники органов государственной власти или участники организации местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливают при необходимости изменения назначения конкретного участка, то есть его использования для важных государственных или общественных целей. Основанием установления публичного земельного сервитута является перечисленные ниже случаи.

Осуществления проезда или прохода через определенное место.

Применения участка земли для осуществления ремонтных работ на инженерных, электрических коммунальных сетях или линиях, ремонт объектов, относящихся к транспортному сообщению.

Установки геодезических или межевых знаков на определенных пересечениях или окончаниях территорий, а также формирования удобных подъездов к ним.

Забора воды или взятия небольшой ее части для организации водопоя, необходимого для скота, или проведения экспертизы.

Организации возможности перегонять сельскохозяйственных животных через определенную местность.

Выпаса определенных животных в отведенное время, а также сенокошения для заготовки еды на холодное время года на запланированной территории. Часто продолжительность работ определяется заранее, так как регулируется привычными для определенной местности датами, а также популярными обычаями.

Применения достаточно большого участка для осуществления охоты на не запрещенные виды животных и рыболовческой деятельности.

Осуществления геологических изысканий или других оценочных работ, в частности, исследования почвы на любой глубине для научной практики или частной деятельности.

Открытия доступа без оград и затруднительных для пересечения объектов с одной стороны на другую.

Чтобы публичный сервитут был установлен, необходимо пройти несколько обязательных этапов:

  1. Формирование и подача заявления, где указывается причина и конкретная местность, для которой должен установиться публичный сервитут.
  2. Рассмотрение заявления органами местной или государственной власти, определение даты общественных слушаний.
  3. Формирование собрания для проведения слушаний, принятие и огласка решения.
  4. Принятие окончательного решения советом органов государственной или местной власти.
  5. Регистрация сервитута в случае получения разрешения на его установление.

Подача документов в инстанции

Подать заявление с концепцией публичного сервитута имеют право лица, являющиеся гражданами, официально зарегистрированными организациями.

Также этой возможностью наделены органы государственного или местного самоуправления. Часто публичный сервитут устанавливается, если к нему проявляет интерес местное население, поэтому подать заявление и описать желаемую концепцию сервитута может каждый заинтересованный в этом человек, официально зарегистрированный в РФ.

Часто люди не могут принять решение, в какую именно организацию нужно обращаться с этим прошением. Следует помнить, что обязанность принять заявление есть как у органов местного самоуправления, так и у властей государственного масштаба.

В заявлении должны точно указываться основания, по которым конкретная концепция должна быть рассмотрена и принята. Обязательно следует обосновать все мотивы и уточнить сроки действия сервитута, а также подробную информацию, касающуюся владельца конкретной земли.

Рассмотрение

Обычно рассмотрение концепции публичного сервитута осуществляет та же инстанция, что и принимала заявление от уполномоченного лица.

Государственный или местный управленческий орган обязан рассмотреть сервитут. То есть это не просто право каждого такого учреждения, но и обязанность. Данная концепция утверждена в законе РФ благодаря особенной важности публичных сервитутов не только для отдельных людей или организаций, но и для всего народа.

Заявление о рассмотрении публичного сервитута принимает и ознакамливается с его положениями тот орган, в подчинении или под контролем которого находятся обсуждаемый земельный участок. Перед подачей заявления необходимо уточнить к какому управленческому органу относится конкретный земельный участок, а затем отнести данный документ к его работникам.

Общественные слушания и принятие решения

Итоги общественного слушания позволяют государственным органам принять или скорректировать свое решение по итогам голосования, проведенного его участниками. Перед установкой любого публичного сервитута слушания проводятся в обязательном порядке.

Чтобы правильно и эффективно организовать проведение общественного слушания и достигнуть поставленных задач, необходимо соблюдать все обозначенные законом права его участников и грамотно фиксировать результаты голосования.

Для проведения слушания все его потенциальные участники должны оповещаться как минимум за 10 дней. Желательно сделать это примерно за месяц до обозначенной даты.

Часто принимается решение обозначить дату и объяснить значение мероприятия с помощью задействования средств массовой информации. Большое значение имеет выбор оптимального времени и места проведения заседания, которое положительно оценится всеми участниками.

В законодательстве на данный момент нет четкого определения того, как именно должны проводиться общественные слушания. После осуществления этих мероприятий должны оставаться важные документы, в которых остается вся ценная информация, полученная на заседании от каждого из участников.

Обычно в комплекте документов обязательно находится реестр всех людей, принявших участие в слушании, протокол, полный список всех задающихся и обсуждающихся вопросов, а также особенно важных замечаний, прозвучавших от любого участника.

В общем протоколе, отражающем ход и итоги общественного слушания, обязательно содержится такая информация: точный вопрос, поднимающийся на обсуждении, число участников, давших ответы «за» и «против», а также «воздержался». В конце обязательно публикуются все подсчеты совместно с общепринятым решением.

Решение, принятое в ходе общественного слушания, должно повлиять на окончательную позицию, которую отмечают власти. Они могут учитывать результаты общественных слушаний, однако при необходимости меняют решение. Слушания необходимы для выражения мнения народа, поэтому являются ярким рекомендательным документом. Именно в интересах граждан и устанавливается публичный сервитут, поэтому их мнение является очень важным.

Решение относительно конкретного публичного сервитута, принимается органом государственной власти или местного самоуправления, а затем выражается в форме нормативно-правого акта. В нем должна содержаться такая информация: конкретный земельный участок, расценивающийся как объект недвижимости, точный адрес и координаты этого объекта, кадастровый номер, для получения которого придется в обязательном порядке заказать межевание границ, уточнение названия сервитута, то есть вписывание слова публичный, важное содержание и обоснование документа, временные границы его актуальности и правила соблюдения.

Отражение изменений в кадастровом документе

По решению органов государственной власти или местного самоуправления могут перемениться точные территориальные границы определенного участка. Если их смена обозначена в определенном нормативно-правовом акте, необходимо заказать построение нового проекта межевания земли. Изменения должны отражаться в кадастровом документе, чтобы сохранить актуальность представленной в нем информации.

Если ущемлены права владельца

Когда владелец замечает, что указанные в публичном сервитуте действия или права других лиц ущемляют его личные интересы, он имеет право обжаловать решение о принятии любых установленных положений сервитута, обратившись в суд по месту жительства.

При попытке посторонних лиц использовать земельный участок как свою собственность необходимо упомянуть п. 2 ст. 235 ГК РФ , который регламентирует, что изымать у владельца его имущество (за исключением специфических обстоятельств) никто не имеет права.

Теперь вы знаете, что это такое: публичный сервитут на земельный участок. Для его принятия необходимо предоставлять грамотную аргументацию и составлять концепцию, не противоречащую интересам проживающих рядом с конкретным земельным участком граждан. Если данный проект будет полезным, то его уместность и обоснованность помогут утвердить документ. Он предусмотрен для защиты интересов народа, поэтому должен соответствовать всем правовым критериям.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 110-05-29 (Москва)
+7 (812) 385-58-40 (Санкт-Петербург)

Сервитут на земельный участок – что это такое?

В некоторых случаях возникает потребность использования чужого земельного участка или его части. Такое ограниченное пользование в юриспруденции называется сервитутом. Читайте в статье об особенностях понятия «сервитут на земельный участок», что это такое, как регулируется и как оформляется.

Что такое сервитут, определение простыми словами

Говоря простым языком, сервитут – это законное право ограниченно пользоваться чужой собственностью для личных целей. Оформляется он только в случаях крайней необходимости. К примеру, если требуется проход или подъезд к дому, а иначе, чем через чужой участок, сделать его не получается физически.

Определение сервитута дано в ст. 23 ЗК РФ. Согласно этому нормативному акту, сервитут – это право ограниченного использования лицом земельного участка, который ему не принадлежит.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно — попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

+7( 812) 627-15-68 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

При этом собственник надела может по-прежнему распоряжаться им как ему заблагорассудится. Однако он не может перекрыть доступ к определенному объекту лицам, обладающим сервитутом. Владелец обязан не препятствовать проезду или проходу, оформленному должным образом.

Сервитут не может выступать объектом какой-либо гражданско-правовой сделки. Он навсегда привязывается к определенной недвижимости.

Правом владеть сервитутом обладают только те лица, которые являются собственниками имущества, для которого он устанавливался. Если произойдет отчуждение прав на землю, где установлен сервитут, то вместе с имущественными правами новый собственник получит и обязательства по обременению. Это закреплено в ст. 275 ГК РФ.

Виды сервитутов

Сервитут подразделяется на постоянный и срочный, а также публичный и частный. Первая группа характеризуется срочностью договора. Вторая – назначением.

Постоянный сервитут является бессрочным. При его оформлении в договоре не указывается срок действия. При оформлении срочного права ограниченного пользования обязательно указывается период его действия. Эти разновидности применимы и к публичному, и к частному видам.

Публичный сервитут используется государством для обеспечения нужд и интересов органов власти или населения. Частный – оформляется между физическими лицами и организациями, если права одного из них нарушаются расположением соседнего участка. Рассмотрим эти виды подробнее.

Публичный сервитут

Этот тип соглашения применяется при наличии потребности для удовлетворения нужд государства или населения. Главный критерий установки публичного сервитута – получение возможности решить задачу для целей и нужд государства без изъятия частных земельных участков.

Публичные сервитуты устанавливаются на законодательном уровне федерального или местного значения. Согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ, они могут быть применены только по результатам общественных слушаний.

Установка публичного сервитута может потребоваться для следующих целей:

  • проход или проезд через участок;
  • размещение на участке межевых знаков;
  • размещение геодезических сетей и пунктов;
  • расположение гравиметрических и нивелирных пунктов и подъездов к ним;
  • изъятие водных ресурсов и объектов;
  • проведение дренажных работ;
  • прогон сельскохозяйственных животных;
  • ремонт коммунальных, электрических, инженерных и иных типов сетей;
  • ремонт транспортной инфраструктуры;
  • проведение изыскательных, исследовательских и иных работ;
  • охота и рыболовство;
  • доступ к прибрежной полосе;
  • сенокошение;
  • выпас животных.

Все эти цели закреплены в ст. 23 ЗК РФ. Публичный сервитут подлежит обязательной регистрации в Росреестре (ст. 23 ЗК РФ, ст.52 ФЗ № 218 от 13.07.2015 г.).

Граждане и организации, чьи права и интересы затрагивает установление сервитута, могут оспорить его оформление в судебном порядке. Владелец также вправе подать иск об установлении платы за пользование в связи с тем, что использование участка третьими лицами вызвало у него существенные затруднения.

Частный сервитут

Использование частного сервитута – крайняя мера. Он может быть применен только тогда, когда потребности землевладельца соседнего участка не могут быть реализованы иным способом.

Как правило, частный земельный сервитут заключается для следующих целей:

  • обеспечение прохода или проезда;
  • возведение или реконструкция каких-либо объектов;
  • использование объектов, которые не препятствуют пользоваться землей в соответствии с правилами;
  • другие нужды.

Соглашение об ограниченном использовании земли оформляется письменно и регистрируется в Росреестре. Без прохождения процедуры государственной регистрации сервитут не будет считаться действительным.

Если собственники по каким-то причинам не могут достичь компромисса в вопросах использования участка или его части, такие споры решаются в суде. После вынесения судебного решения о сервитуте его также потребуется регистрировать.

Регистрация и установление сервитута на земельный участок

Сервитут устанавливается по соглашению сторон или в результате вынесения соответствующего судебного решения. Установить право ограниченного использования чужой земли можно только по волеизъявлению собственника или землевладельца (к примеру, на правах аренды), которому это требуется.

Чтобы установить сервитут по соглашению сторон потребуются следующие документы:

  • заявления сторон;
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • общегражданские паспорта сторон;
  • свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН;
  • кадастровый паспорт.

Соглашение об установлении сервитута вступает в законную силу только с момента регистрации в Росреестре. Чтобы зарегистрировать возникшее право ограниченного пользования необходимо обратиться в Росреестр или МФЦ по месту нахождения земельного участка с пакетом вышеперечисленных документов.

Земельный сервитут прекращает свое действие по истечению срока действия, указанного в договоре, по решению судебных органов или в связи с иными обстоятельствами, предусмотренными действующим законодательством.

Владелец земельного надела, обремененного сервитутом, может потребовать установления платы за пользование его собственностью. Ее размер и порядок выплаты указываются в соглашении или определяются судебным решением.

Когда устанавливается публичный сервитут, владелец обремененного надела может потребовать аналогичной платы с государственных или муниципальных органов. Однако это допускается только при условии, что установленный сервитут мешает использовать землю. Размер и порядок выплаты платежей будет указан в нормативном акте, которым оформляется сервитут.

Договор сервитута

Этот тип договора регулируется гражданским законодательством. Он имеет следующую структуру:

  1. Наименование сторон договора – ФИО, паспортные данные.
  2. Предмет соглашения – порядок и цель установления сервитута.
  3. Размер оплаты.
  4. Права и обязанности сторон соглашения.
  5. Форс-мажор и порядок действий при его наступлении.
  6. Реквизиты и личные подписи сторон.

Кроме того, есть ряд существенных условий договора о сервитуте, без указания которых он не может быть зарегистрирован. В этот перечень входит следующая информация:

  • кадастровый номер земельного участка;
  • обозначение части надела, которая будет обременена;
  • информация об обременении с указанием конкретной цели;
  • наименования сторон;
  • срок действия соглашения.

Всю организацию оформления и прохождение государственной регистрации, в том числе и возникающие расходы, берет на себя заинтересованная сторона. Участники могут включить в договор и иные условия, которые посчитают существенными.

К договору на усмотрение сторон прилагаются кадастровые документы, схема, описание и порядок эксплуатации надела, а также расчет стоимости за пользование землей.

Подписание соглашения происходит в срок не более месяца с момента достижения договоренностей. Если это публичный сервитут, то этот период может существенно затянуться.

Как оформить сервитут на проезд к участку?

Алгоритм оформления будет следующим:

  1. Обращение к собственнику земли, на которую нужно установить сервитут.
  2. После достижения договоренности оформление соглашения в письменной форме.
  3. Регистрация в Росреестре или МФЦ.

Если земля находится в собственности у муниципалитета, то потребуется написать соответствующее заявление в отдел, занимающийся земельными правоотношениями. Заявление будет рассмотрено в течение месяца. При положительном решении необходимо пройти процедуру регистрации. При отрицательном – обращаться в суд.

Оплата за использование участка для проезда может быть единовременной или регулярной. Способ выплаты необходимо прописать в соглашении.

Если у вас есть вопросы, касающиеся земельно-имущественных отношений, обращайтесь за консультацией к юристу. Получить правовую помощь можно на нашем сайте. Напишите вопрос эксперту, и он бесплатно проконсультирует вас.

Теперь вы знаете, что такое сервитут на земельный участок и как он оформляется. Учитывайте, что его использование – это крайняя мера, допустимая, когда других вариантов нет.

Публичный сервитут и его особенности

Право установления сервитута возникло еще в римском праве и до сих пор сохранилось в законодательстве РФ. Установление данного обременения регулируется следующими нормативными документами:

  • статьями 274–277 Гражданского кодекса;
  • 223 статьей Земельного кодекса;
  • статьей Федерального закона от 21 июля 1997 года;
  • 9 статьей Лесного кодекса.

Следует знать, что сервитутом может быть обременено строение, здание, земельный участок. Однако практика показывает, что последний вариант встречается чаще всего.
Сервитуты на земельный участок бывают частными и публичными. Сегодня поговорим о публичном виде данного обременения.

Что такое публичный сервитут?

При этом сервитутом пользуется неопределенный круг лиц.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

Для каких целей может быть установлен?

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в таких случаях:

  • необходим проезд или проход через участок;
  • необходимо осуществить установку или ремонт электрических или транспортных коммунальных сетей;
  • необходимо установить геодезические или межевые знаки, а также обеспечить к ним подъезд;
  • необходимо осуществить водоотвод или установить дренажное оборудование на определенном участке;
  • необходим забор воды для водопоя скота либо для проведения анализа;
  • необходим выпас скота и заготовка сена на зиму;
  • необходима организация охоты на незапрещенные виды животных и рыболовства;
  • необходимо проведение геологических раскопок и исследование состояния почвы;
  • необходим перевоз объектов через территорию.

Данные основания не являются исчерпывающими.

Когда возможно установление, а когда — нет?

Публичный земельный сервитут может быть установлен только в том случае, когда на общественных слушаниях путем голосования было принято положительное решение.

Учитывается мнение следующих лиц:

  • Жители определенной территории, которые могут понести ущерб.
  • Доверенные лица юридических фирм и компаний, юридический адрес которых располагается в непосредственной близости к участку, на который может быть установлен сервитут (служебный участок);
  • Собственник потенциального служебного участка, а также арендаторы данной земли и лица, которые имеют право бессрочного пользования.
  • Сотрудники муниципальной власти или местного самоуправления.

Однако есть случаи, которые не допускают установление публичного сервитута. К ним относятся следующие:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-66-30 .
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-36-67 .
  • установление сервитута не позволяет собственнику земельного участка распоряжаться своей землей в полной мере;
  • от собственника земельного участка в органы самоуправления поступило уведомление о требовании отменить сервитут;
  • невозможность или нежелание лица, которое подало заявление, организовывать общественное слушание.

Если говорить о времени действия сервитута, то следует выделить два вида:

  • срочный — обременение устанавливается на определенный период, по истечении которого действие сервитута автоматически заканчивается;
  • бессрочный — сервитут устанавливается на неопределенный период и может быть прекращен в судебном порядке или когда необходимость в обременение исчезнет сама собой.

Говоря о целях сервитута, необходимо выделить следующие:

  • водный — гарантирует право каждому гражданину РФ использовать ресурсы водного фонда России без использования технических устройств;
  • лесной — закрепляет право гражданина бесплатно и беспрепятственно находится на территории лесных массивов страны, а также заниматься собирательством пищевых лесных ресурсов (грибы, ягоды, травы);
  • сервитут на дорогу — гарантирует право каждого гражданина бесплатно пользоваться автодорогами федерального значения.

Особенности

Факт оформления сервитута на земельный участок может фиксироваться следующими документами:

  • актами Российской Федерации;
  • актами органов местного самоуправления;
  • нормативно-правовыми актами субъектов (муниципалитетов) РФ.

В случае продажи, аренды или дарения земельного надела, на котором установлен сервитут, собственник должен уведомить вторую сторону о существующем обременении. В противном случае сделка будет признана недействительной, а собственник понесет большие убытки, так как будет обязан выплатить пострадавшей стороне компенсацию нанесенного ущерба.

Установление сервитута не должно никоим образом затруднять эксплуатацию земельного участка его законным владельцем.

В результате рассмотрения дела суд может вынести одно из таких решений:

  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выкупить участок и выплатить компенсацию нанесенного ущерба;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган предоставить аналогичный участок и компенсировать убытки;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выплатить полную компенсацию убытков;
  • отказать в удовлетворении иска.

Пример 1: бессрочный публичный сервитут

Пример 2: срочный публичный сервитут

Границы зон действия публичного сервитута

Как уже было сказано выше, сервитут может распространяться не только на целый участок, но и на часть земли.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

Границы зоны действия сервитутного обременения определяются посредством топографогеодезических работ. Все расходы берет на себя заинтересованная сторона, т.е. муниципалитет или администрация. Результаты фиксируются в кадастровых документах.

Также следует знать, что перед установлением сервитута необходимо проверить, было ли проведено межевание земельного надела. Здесь государственный орган имеет дело с двумя типами участков:

  1. Оформленные участки, которые состоят на кадастровом учете.
  2. Неоформленные участки, на которых границы еще не сформированы и кадастровые работы не проведены.

В готовом проекте межевания конкретного участка в обязательном порядке должны быть указаны границы зон действия публичного сервитута. Если же проекта межевания пока нет, то тогда нужно сначала провести процедуру межевания, а потом установить границы действия публичного обременения.

При заключении сделки купли-продажи собственники часто интересуются, как узнать кадастровую стоимость квартиры.

Что такое отказ от преимущественного права покупки сельхозземель, вы можете узнать в нашей статье.

Что лучше: подарить земельный участок или продать его? Все преимущества и недостатки каждой сделки описаны здесь.

Установление платы за публичный сервитут

Действующее законодательство РФ не предусматривает обязательное установление оплаты за установление сервитута. Однако в случае причинения неудобств собственнику или третьим лицам (арендатору, лицу, которое владеет участком на праве бессрочного пользования) может быть выплачена компенсация, размер которой устанавливается в судебном порядке или путем переговоров между собственником земельного участка или третьими лицами и органами местного самоуправления (администрацией города или сельского поселения).

Как правило, чиновники адекватно реагируют на выплату компенсации землевладельцу, если последний не препятствует установлению сервитута в интересах государства.

Публичный сервитут устанавливается ради общественного блага, и поэтому каждый гражданин должен знать о своих правах и обязанностях. Если установление сервитута неизбежно, но обременение доставляет вам большие неудобства, вы всегда можете отстоять свои права путем переговоров с местной властью или обратиться в суд.

Что такое публичный сервитут? Виды, плата и цели на установление публичных сервитутов

На земельные участки могут накладываться различные обременения, для каждого из которых характерны свои особенности.

Нередко таким обременением становится сервитут, устанавливающийся только государственным органом, но без передачи земли в государственную собственность.

В данной статье мы рассмотрим, что такое публичный сервитут и когда он применяется. Также будет рассказано о грамотной установке такого вида обременения на землю.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Поведение субъектов земельного права по отношению к участкам регулируется Земельным кодексом. Нюансы, связанные с наложением сервитута, зафиксированы в статье 23 ЗК РФ.

В ней определены цели для установления сервитута плюс длительность данного права ограниченной эксплуатации участка. Итак, что такое публичный сервитут в отношении земельных участков?

Публичный сервитут — это указанное право, согласно которому можно пользоваться участком, находящимся в чужой собственности. В противовес частному типу, заключаемого с одноименным лицом, публичный устанавливается в пользу государства.

По этому же обстоятельству публичный сервитут не идентичен общественному сервитуту. Последний определяется и реализуется для удовлетворения интересов частного лица на условиях, схожих с частным сервитутом.

В них зафиксирована возможность всех жителей страны посещать территории лесного фонда страны и использовать водные массивы, находящиеся в общем пользовании, и прочие типы водных ресурсов. С помощью вышеуказанных документов отображены лесной и водный сервитуты, направленные в пользу общества.

Особенности права ограниченного пользования наделом

Публичный земельный сервитут отличается некоторыми нюансами:

  1. Упомянутое право оформляется исходя из соответствующего правового акта.
  2. Утверждение права ограниченной эксплуатации куска земли применимо для удовлетворения интересов населения или государства.
  3. Для вынесения акта потребуются основания, в чьей роли нередко выступают итоги, полученные в процессе общественных слушаний.

Виды общественного обременения

Виды публичного сервитута, подобно частному аналогу, классифицируются по периодам действия соглашения. Определяют постоянный и срочный типы упомянутого права.

Для первого сроки действия не устанавливаются и не прописываются в тексте соглашения. У другого, наоборот, существуют конкретные сроки, в течение которых действует право ограниченной эксплуатации участка.

Также определяется возмездное и безвозмездное основание для сервитута. В случае безвозмездного публичного сервитута хозяину участка не предоставляются никакие компенсации, даже когда применение права ограниченной эксплуатации земли приносит ущерб или сильно ограничивает пользование участком со стороны самого владельца.

Цели установления

Далеко не всегда публичный сервитут может быть установлен. Для каких целей не может устанавливаться публичный сервитут? Причинами для этого могут стать следующие ограничения:

  • обременение надела при его нахождении в зоне земли, используемой для строительства объектов, необходимых для безопасности государства;
  • при строительстве на данной территории энергетических объектов, применимых для нужд населения или предприятий;
  • если участок используется для утилизации промышленных и бытовых отходов;
  • применение права обременения надела для возведения постоянно функционирующего предприятия.

Несмотря на то, что результаты общественных слушаний имеют преимущественно рекомендательный характер, только с при их наличии и с их учетом может проводиться установление публичного сервитута.

На каких основаниях может быть установлен?

Данное право ограниченной эксплуатации участка обычно диктуется муниципальными требованиями. Основанием может выступать прошение, переданное главе администрации субъекта РФ. В заявлении отражается необходимость использования конкретного участка с приведением фактов, подкрепляющих данную потребность.

Появление публичного сервитута может иметь место строго на законных основаниях. При его установлении учитываются нормативные правовые акты как государственного, так и местного уровня. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов публичных случаев, где выясняются цели, для которых планируется эксплуатировать участок. Наиболее распространенными являются:

  • проход или проезд;
  • выпас или прогон животных;
  • осуществление дренажных работ;
  • геологоразведочные изыскания, планируемые на конкретном куске земли;
  • размещение на территории надела геодезических и межевых знаков;
  • для проведения сенокоса, ловли рыбы или охоты;
  • проведения инженерных, коммунальных, электротехнических и иных действий.

Публичный сервитут представляют следующие примеры:

  1. Разрешение людям пользоваться государственными лесами, для того чтобы собирать грибы, ягоды и так далее.
  2. Разрешение пользование прибрежной полосой, например, для купания или рыбалки.
  3. Возможность пользоваться государственной землей для выпаса скота.

Что надо знать о межевании земельных участков?

Факты, сообщающие о наложенном публичном сервитуте обязательно отражаются в кадастровом плане земельного надела. Но чтобы эти факты были зафиксированы, потребуется осуществить межевание, а именно определить границы установленного обременения на этот кусок земли.

При этом нередко встает вопрос о характере границ, определяемых при межевании. Будут ли сохраняться установленные границы, или же их определят заново? И обязательно ли наличие акта органа госвласти для проведения процедуры межевания участка? Для зарегистрированного в кадастровой палате участка процесс достаточно прост.

Владельцу земли потребуется дождаться акта от органа госвласти, после чего провести межевание. А если надел не зарегистрирован в кадастровой палате, придется делать операцию дважды. Сначала заказывать межевание для официального оформления участка, а затем повторить его для наложения сервитута.

Границы зон действия

Указанные границы устанавливаются с помощью межевого проекта. Эта бумага содержит дополнительную информацию к главному межевому плану. В последнем указываются кадастровый номер и факты, взятые из баз кадастровой палаты.

При наложении сервитута на несколько наделов, составляющих комплекс, межевой проект определяется в отношении всех территории, на которую определяется обременение. В оформлении межевого проекта принимают участие инженеры и проектировщики.

Когда муниципальный объект находится на территории надела, находящегося в собственности, межевой проект конструируется с учетом записей кадастровой палаты. На снимок интерактивного плана наносят межевые линии. С помощью последних определяется зона надела, на которой действует сервитут.

Утверждается межевой проект муниципалитетом. Составление документа проводится по установленному образцу.

Плата за обременение

Законодательно оплата за использование сервитута не числится обязательной. Однако, владелец надела имеет право потребовать компенсацию, если вследствие сервитута для него создаются существенные ограничения в пользовании землей. Величина оплаты устанавливается только в результате согласования с администрацией сельского поселения или города.

При этом нет конкретного определения существенным ограничениям в эксплуатации участка. Плюс данное понятие может затрагивать как сторону владельца участка, так и в сторону лиц, использующих сервитут. Поэтому хозяину надела желательно сразу установить положительные отношения как с администрацией, так и с остальным населением. В дальнейшем это больше поспособствует получению желаемой компенсации.

Как установить право ограниченного пользования наделом?

Для установки права ограниченного пользования наделом должны выполниться несколько шагов, среди которых:

  1. Составление заявление и его подача.
  2. Рассмотрение обращения представителями госвласти.
  3. Организация общественных слушаний, на основании которых выносится решение.
  4. Принятие решения со стороны органа власти в вопросе наложения сервитута, затем издание нормативного правового акта.
  5. Начало действия сервитута.

Сервитут определяется с использованием нормативного акта, поскольку обременение хоть и накладывается на четко обозначенный надел и для конкретного хозяина участка, он будет находиться в пользовании большого количества лиц.

Что потребуется указать в заявлении:

  1. Сам участок, на который будет установлен сервитут.
  2. Цели, для которых накладывается обременение.
  3. Срочный или бессрочный сервитут требуется.
  4. Информация о собственниках надела.
  5. Информация о будущих пользователях права и т. д.
  • Скачать бланк заявления на установление сервитута
  • Скачать образец заявления на установление сервитута

Рассмотрением поданного документа и назначением сервитута занимается орган, обозначенный в нормативном акте субъекта. Сроки рассмотрения определяются там же.

Общественные слушания представляют собой обсуждение ситуаций, имеющих отношение к обществу, при его непосредственном участии. Несмотря на то, что законодательно подобной формы не определено в законодательстве, подобное мероприятие можно расценивать как сход граждан.

Вся информация о слушаниях и их результатах оформляется в виде протокола, содержащего информацию о повестке слушаний, количестве участников и результатах процесса. Данное мероприятие не является обязательным и его итоги обычно имеют сугубо рекомендательный характер.

В нормативном акте, составляемом после получения положительного решения обязательно указывается надел и основные данные о нем, его владельце, времени и причинах для создания права ограниченной эксплуатации земли.

Старт работы сервитута совпадает с регистрацией упомянутого права в ЕГРП. Причем сведения о земельном наделе должны уже содержаться заранее в Росреестре. Для занесения данных в регистрационную палату понадобится фиксированный пакет бумаг:

  1. Заявление о регистрации.
  2. Оплаченная квитанция,фиксирующая внесение госпошлины.
  3. Нормативный акт, где прописано наложение сервитута.
  4. Нотариально заверенная доверенность, если оформлением занимается официальный представитель.
  5. План надела.
  • Скачать бланк заявления о регистрации сервитута
  • Скачать образец заявления о регистрации сервитута

Данная процедура позволяет использовать надел с учетом интересов всех сторон, эксплуатирующих надел.

При правильном оформлении бумаг и отсутствии противостояния со стороны владельца участка можно добиться большей выгоды в виде получения компенсаций за эксплуатацию земли. В то же время, если в отношении собственника присутствуют неправомерные действия, он имеет право подать в суд для восстановления ущемленных прав.