Статья 91 п9

Статья 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ

О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ,
от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 04.06.2014 № 140-ФЗ, от 21.07.2014 № 224-ФЗ, от 24.11.2014 № 356-ФЗ,
от 01.12.2014 № 416-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 31.12.2014 № 498-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ,
от 08.03.2015 № 23-ФЗ, от 08.03.2015 № 48-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗБ, от 29.06.2015 № 188-ФЗ,
от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 13.07.2015 № 220-ФЗ, от 13.07.2015 № 226-ФЗ,
от 13.07.2015 № 227-ФЗ,от 13.07.2015 № 249-ФЗ, от 29.12.2015 № 390-ФЗ, от 30.12.2015 № 469-ФЗ,
от 09.03.2016 № 66-ФЗ, от 05.04.2016 № 96-ФЗ, от 05.04.2016 № 104-ФЗ, от 02.06.2016 № 167-ФЗ,
от 23.06.2016 № 203-ФЗ, от 23.06.2016 № 221-ФЗ, от 03.07.2016 № 266-ФЗ, от 03.07.2016 № 314-ФЗ,
от 03.07.2016 № 320-ФЗ, от 03.07.2016 № 321-ФЗ, от 03.07.2016 № 365-ФЗ, от 28.12.2016 № 474-ФЗ,
от 28.12.2016 № 489-ФЗ, от 28.12.2016 № 500-ФЗ, от 22.02.2017 № 17-ФЗ, от 28.03.2017 № 36-ФЗ,
от 28.03.2017 № 45-ФЗ, от 01.05.2017 № 83-ФЗ, от 07.06.2017 № 106-ФЗ, от 07.06.2017 № 108-ФЗ,
от 26.07.2017 № 198-ФЗ, от 26.07.2017 № 211-ФЗ, от 29.07.2017 № 231-ФЗ, от 29.07.2017 № 267-ФЗ,
от 29.12.2017 № 475-ФЗ, от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 31.12.2017 № 504-ФЗ, от 31.12.2017 № 506-ФЗ,
от 23.04.2018 № 108-ФЗ, от 29.06.2018 № 174-ФЗ, от 29.07.2018 № 272-ФЗ, от 03.08.2018 № 311-ФЗ)

Статья 51. Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе

1. Заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.

2. Участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:

1) следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе:
а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса — юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье — руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
д) копии учредительных документов участника открытого конкурса (для юридического лица);
е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
ж) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, в случае, если участник открытого конкурса заявил о получении указанных преимуществ, или копии таких документов;
з) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе документов, предусмотренных настоящим подпунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работы, услуги, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
и) декларация о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;

2) предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

3) в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;

4) в случае, предусмотренном частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса;

5) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона), в случае, если заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом установлено требование об обеспечении заявки на участие в открытом конкурсе. Указанные документы не представляются казенными учреждениями;

6) в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.

3. Заявка на участие в открытом конкурсе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение, образец, пробу товара, закупка которого осуществляется.

4. Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и каждый том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. На конверте указывается наименование открытого конкурса (лота), позволяющее определить открытый конкурс (лот), на участие в котором подается заявка. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.

5. Требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

6. Каждый конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, поступивший в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируется заказчиком, специализированной организацией. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование о предоставлении соответствующей информации не допускаются.

7. Участник открытого конкурса вправе подать только одну заявку на участие в открытом конкурсе в отношении каждого предмета открытого конкурса (лота).

8. В случае, если несколько граждан планируют создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), являющихся предметом контракта, совместным творческим трудом, указанные граждане подают одну заявку на участие в открытом конкурсе и считаются одним участником открытого конкурса.

9. В случае, если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ с несколькими участниками открытого конкурса, участник открытого конкурса вправе подать заявку на участие в открытом конкурсе (лоте) только в отношении одной поисковой научно-исследовательской работы.

10. Прием заявок на участие в открытом конкурсе прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.

11. Заказчик, специализированная организация обеспечивают сохранность конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и рассмотрение содержания заявок на участие в открытом конкурсе только после вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лица, осуществляющие хранение конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

12. Конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, поступивший после истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, не вскрывается и в случае, если на конверте с такой заявкой указана информация о подавшем ее лице, в том числе почтовый адрес, возвращается заказчиком, специализированной организацией в порядке, установленном конкурсной документацией.

13. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка на участие в открытом конкурсе или не подано ни одной такой заявки, открытый конкурс признается несостоявшимся. В случае, если конкурсной документацией предусмотрено два и более лота, конкурс признается не состоявшимся только в отношении тех лотов, в отношении которых подана только одна заявка на участие в открытом конкурсе или не подано ни одной такой заявки.

Статья 91 ГПК РФ. Цена иска

Текущая редакция ст. 91 ГПК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Цена иска определяется:
1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой денежной суммы;
2) по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;
3) по искам о взыскании алиментов, исходя из совокупности платежей за год;
4) по искам о срочных платежах и выдачах, исходя из совокупности всех платежей и выдач, но не более чем за три года;
5) по искам о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах, исходя из совокупности платежей и выдач за три года;
6) по искам об уменьшении или увеличении платежей и выдач, исходя из суммы, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи и выдачи, но не более чем за год;
7) по искам о прекращении платежей и выдач, исходя из совокупности оставшихся платежей и выдач, но не более чем за год;
8) по искам о досрочном расторжении договора имущественного найма, исходя из совокупности платежей за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года;
9) по искам о праве собственности на объект недвижимого имущества, принадлежащий гражданину на праве собственности, исходя из стоимости объекта, но не ниже его инвентаризационной оценки или при отсутствии ее — не ниже оценки стоимости объекта по договору страхования, на объект недвижимого имущества, принадлежащего организации, — не ниже балансовой оценки объекта;
10) по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности.

2. Цена иска указывается истцом. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости истребуемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления.

Комментарий к статье 91 ГПК РФ

1. Цена иска определяется размером взыскиваемой денежной суммы или стоимостью истребуемого имущества. Исходя из цены иска рассчитывается размер государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в суд. Не все иски имущественного характера подлежат оценке. В этом случае, равно как и при подаче иска неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных подп.3 п.1 ст. 333.19 НК.

Цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм указывается в исковом заявлении (см. комментарий к ст. 131 ГПК). В случае, если данное требование закона истцом не соблюдено, его исковое заявление подлежит оставлению без движения на основании положений статьи 136 ГПК (см. комментарий к ней). Если же у истца вызывает затруднение определение действительной стоимости истребуемого имущества, или же им указана цена иска, явно не соответствующая указанной стоимости, судья должен определить цену иска самостоятельно на стадии принятия искового заявления. В этом случае исковое заявление также подлежит оставлению без движения и судья предлагает истцу соответственно уплатить или доплатить государственную пошлину, исходя из определенной им цены иска. Если истец выполнит указания судьи в установленный его определением срок, исковое заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд.

2. При использовании истцом своего права на соединение в одном заявлении нескольких исковых требований, связанных между собой (см. комментарий к ст. 151 ГПК), а также в случае предъявления иска в суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (см. комментарий к ст. 40 ГПК), цена иска определяется исходя из суммы всех требований.

В соответствии с присущим гражданскому судопроизводству принципом диспозитивности истец вправе, в частности, увеличить или уменьшить размер исковых требований (см. комментарий к ст. 39 ГПК), что влечет и изменение цены иска. В первом случае недостающая сумма государственной пошлины уплачивается истцом в срок, установленный подп.2 п.1 ст. 333.18 НК. Во втором случае сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований (подп.10. п.1. ст. 333.20 НК).

При предъявлении встречного иска, а также заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, цена иска определяется на общих основаниях.

В случае если исковое заявление содержит требования как имущественного, так и неимущественного характера, подлежащая уплате государственная пошлина состоит из государственной пошлины, рассчитанной исходя из цены иска по имущественному требованию, и государственной пошлины, установленной для требований неимущественного характера (подп.3 п.1 ст. 333.19 НК).

Если истец заявляет в суде требование о возмещении морального вреда, государственная пошлина взимается в размере, установленном для требований неимущественного характера.

Консультации и комментарии юристов по ст 91 ГПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 91 ГПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 91 ТК РФ. Понятие рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени

Текущая редакция ст. 91 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени .

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда .

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Комментарий к статье 91 ТК РФ

1. Рабочее время — смежная категория, включающая правовые, социальные и экономические аспекты.

Следует отметить взаимосвязь рабочего времени и времени отдыха. Так, согласно п.5. ст. 37 Конституции РФ каждому гарантируются не только выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, но и установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени
Рабочее время понимается как:
— мера (измеритель) количества и качества труда, оно лежит в основе нормирования труда;
— институт трудового права;
— условие трудового договора;
— элемент трудового правоотношения;
— гарантия надлежащей правовой охраны труда.

Рабочее время — это продолжительность времени, затрачиваемого работником на совершение операций, входящих в его функциональные обязанности.

Данные операции (действия) при этом должны совершаться по поручению работодателя.

Для измерения продолжительности рабочего времени в трудовом законодательстве используются различные взаимосвязанные между собой единицы — рабочие час, день, неделя, смена.

________________
Аленина И.В. Рабочее время и время отдыха как взаимообусловленные категории // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2007. N 1 (10). С.116.

В Конвенции МОТ N 172 «Об условиях труда в гостиницах, ресторанах и аналогичных заведениях» (1991 года) и Рекомендации МОТ N 179 «О найме и трудоустройстве моряков» (2004 года) рабочим называется время, в течение которого трудящиеся находятся в распоряжении предпринимателя (в его хозяйской власти). Таким образом, «рабочим временем является все время пребывания работника на предприятии, в учреждении или организации, а также у работодателя — физического лица (например, индивидуального предпринимателя)». В рабочее время включается и время нахождения в подчинении, даже если работник в это время не работал (например, в случае технических перерывов).

________________
Михайлов С.А. Рабочее время: интерпретация отдельных изменений в законодательстве о труде Российской Федерации // Вестник АПК Верхневолжья. 2012. N 1. С.17.

Под институтом рабочего времени А.Я.Петров понимает «совокупность правовых норм, регулирующих продолжительность (виды), режим и учет рабочего времени».

________________
Петров А.Я. Рабочее время: о концепции раздела 4 Трудового кодекса РФ // Законодательство и экономика. 2012. N 1. С.45.

Правовое регулирование рабочего времени включает:
— определение в федеральных законах и иных нормативно-правовых актах продолжительности нормального рабочего времени;
— определение режимов рабочего времени и его учета;
— определение состава рабочего времени (периодов, относящихся к рабочему времени).

2. В рабочее время следует включать: время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности; иные периоды времени, которые ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ отнесены к рабочему времени, например, такие как:
— простой — временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ч.3 ст. 72.1 ТК РФ);
— время для отдыха и приема пищи в месте выполнения работы, если по условиям производства нельзя установить перерыв для отдыха и питания (ч.3 ст. 108 ТК РФ);
— перерывы, предоставляемые женщинам для кормления ребенка (ст. 258 ТК РФ) и иные периоды.

Следует отметить, что согласно позиции Роструда указанные периоды не являются рабочим временем, но в силу своего функционального назначения приравниваются к нему (письмо Роструда от 11 апреля 2012 года N ПГ/2181-6-1). Включение в состав рабочего времени некоторых иных периодов придает им особый правовой статус, приближенный к категории рабочего времени и, как следствие, наделяет работника теми же правами, которыми он обладает, непосредственно выполняя свои трудовые обязанности. Основным из таких последствий является право на оплату труда.

________________
См.: Аленина И.В. Указ. соч. С.117.

Иные виды деятельности, осуществляемые работником (например, общественная работа, участие в заседаниях КТС, аттестационной комиссии, повышение квалификации и т.п.), в рабочее время не включаются, в том числе и в случаях, когда эта деятельность осуществляется по требованию работодателя. Уменьшение заработной платы, вызванное сокращением продолжительности рабочего времени в этих случаях, должно компенсироваться работнику посредством предоставления гарантийных выплат в соответствии с требованиями нормативных положений или условиями договоров о труде.

Работодатель должен быть защищен от неоправданного увеличения рабочего времени в интересах и со стороны работника, ведущего к увеличению его расходов. Так, например, положения ч.1 ст. 126 ТК РФ о денежной компенсации отпусков совершенно оправданно толкуются как закрепляющие право, а не обязанность работодателя предоставить по заявлению работника денежную компенсацию полагающегося ему отпуска.

Не признается сверхурочной и не подлежит какой-либо дополнительной компенсации работа сверх установленной продолжительности, осуществленная работником по своей инициативе.

________________
См.: Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф. Трудовое право. М., 2010.

3. Жесткое регулирование продолжительности рабочей смены неудобно и препятствует эффективному использованию трудовых ресурсов, лишает работодателя возможности выбора наиболее прогрессивных форм организации труда, поэтому максимально возможная продолжительность рабочего дня в настоящее время не устанавливается.

Продолжительность рабочего времени согласно ст. 91 ТК РФ определяется как недельная норма продолжительности труда, работодатель в этом случае свободен в выборе режимов ее распределения.

В зависимости от такого основания, как продолжительность рабочего времени, выделяются следующие его виды:
— нормальная продолжительность рабочего времени (ст. 91 ТК РФ);
— сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 92 ТК РФ);
— неполное рабочее время (ст. 93 ТК РФ).

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, — такая продолжительность рабочего времени распространяется на работников всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и от формы собственности, кроме тех, для которых законодательством предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени. Ограничение нормальной продолжительности рабочего времени обеспечивает охрану здоровья работника от чрезмерного переутомления и способствует долголетию его профессиональной трудоспособности и жизни.

________________
См.: Самраилова Е. Правовое регулирование рабочего времени в условиях системного кризиса // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2010. N 8.

4. Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Таким органом является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

Действующий Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 13 августа 2009 года N 588н.

В соответствии с ним норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены):
— при 40-часовой рабочей неделе — восемь часов;
— при продолжительности рабочей недели менее 40 часов — количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней.

Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.

В соответствии с ч.2 ст. 112 ТК РФ при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

В тех случаях, когда в соответствии с решением Правительства РФ выходной день переносится на рабочий день, продолжительность работы в этот день (бывший выходной) должна соответствовать продолжительности рабочего дня, на который перенесен выходной день.

Исчисленная в таком порядке норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха.

Норма рабочего времени конкретного месяца рассчитывается следующим образом: продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и т.д. часов) делится на пять, умножается на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели конкретного месяца, а из полученного количества часов вычитается количество часов в данном месяце, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней.

Аналогично исчисляется норма рабочего времени в целом за год: продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и т.д. часов) делится на пять, умножается на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели в году, из полученного количества часов вычитается количество часов в данном году, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней.

Перенос выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, предусмотренный ч.2 ст. 112 ТК РФ, осуществляется работодателями, применяющими различные режимы труда и отдыха, при которых работа в праздничные дни не производится. Такой порядок переноса выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, в равной степени относится к режимам работы как с постоянными фиксированными по дням недели выходными днями, так и со скользящими днями отдыха.

У работодателей, приостановка работы для которых в нерабочие праздничные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям (например, непрерывно действующее производство, ежедневное обслуживание населения и др.), перенос выходных дней, предусмотренный ч.2 ст. 112 ТК РФ, не осуществляется.

5. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

«Фактически отработанное время — это время, в течение которого работник исполняет трудовые обязанности (трудовую функцию) в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора. Оно может быть больше или меньше установленной для работника продолжительности рабочего времени (в случаях, когда работник работал за пределами установленной продолжительности рабочего времени, например сверхурочная работа, а в случае временной нетрудоспособности работника — время труда соответственно уменьшается)».

________________
Петров А.Я. Учет рабочего времени: правовые аспекты // Юрист. 2012. N 13. С.10.

Учет рабочего времени осуществляется в табелях учета рабочего времени.

Целями подобного учета рабочего времени являются:
— соблюдение работниками установленного режима рабочего времени;
— получение данных о фактически отработанном рабочем времени;
— начисление заработной платы;
— составление статистической отчетности по труду.

Форма табеля учета рабочего времени утверждена постановлением Госкомстата Российской Федерации от 5 января 2004 года N 1. Этим же нормативным правовым актом утверждены рекомендации по ее заполнению. Следует отметить, что в соответствии с информацией Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» данная форма с 1 января 2013 года не является обязательной к применению.

Табель представляет собой именной список персонала подразделения. Он составляется в порядке алфавита или присвоенных работникам табельных номеров, приводящихся во всех документах по труду и заработной плате.

Табель учета рабочего времени служит основанием для начисления заработной платы, используется для получения данных об отработанном времени, для обеспечения контроля за соблюдением работниками предприятия установленного режима рабочего времени, а также для составления статистической отчетности.

Между тем ст. 91 ТК РФ не закрепляет норму о том, что учет времени, фактически отработанного каждым работником, работодатель обязан вести именно в табелях, тем более какой-либо установленной формы.

Табель учета рабочего времени составляется в одном экземпляре уполномоченным на это лицом (работником кадровой службы, бухгалтером). Он подписывается руководителем структурного подразделения, работником кадровой службы (управления персоналом), а затем передается в бухгалтерию для расчета и начисления заработной платы. В табеле учета рабочего времени производятся отметки о причинах неявок на работу, о неполном рабочем времени или о работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени и т.д.

Фактическое использование рабочего времени учитывается в табеле методом сплошной регистрации явок и неявок на работу либо путем регистрации только отклонений (неявок, опозданий, сверхурочных работ и др.).

Альтернатива табельному способу учета рабочего времени также должна быть основана на ежедневном контроле работодателя за количеством рабочего времени, отработанного каждым работником.

Современной формой учета рабочего времени является учет по данным электронной пропускной системы. Он более точен, чем табельный способ, поскольку учитывает не только время прихода и ухода работника, но и время каждого его входа и выхода из кабинета, представляя тем самым данные о нахождении работника на рабочем месте.

В качестве третьего способа учета фактически отработанного сотрудником рабочего времени выделяют учет рабочего времени с помощью электронной почты или иной системы обмена данными, доступной только на рабочем месте. «При появлении на рабочем месте и перед уходом с него работник отправляет сообщение на специальный адрес или на иной электронный ресурс с уведомлением соответственно о начале и конце собственного рабочего дня. Способ не требует дополнительных технических и организационных затрат, позволяет как автоматизировать процесс аккумуляции и обработки данных, так и минимизировать споры по поводу результатов учета рабочего времени».

________________
Казанцев Д. Переработки: закон и реальность // ЭЖ-Юрист. 2011. N 11. С.15.

В любом случае результаты учета рабочего времени по итогам месяца в отношении каждого работника лучше распечатывать и заверять подписями работника и уполномоченного представителя работодателя.

Учет рабочего времени может быть:
— поденным (ежедневным);
— недельным (еженедельным);
— суммированным.

Поденный учет применяется в случаях, когда работник имеет одинаковую продолжительность рабочего дня. Учетный период равен рабочему дню. В случае использования поденного учета рабочего времени переработка в течение одного рабочего дня не может быть компенсирована недоработкой в другие дни.

При недельном (еженедельном) учете учетный период равен неделе, в течение которого должна быть соблюдена установленная определенным категориям работников продолжительность рабочей недели (количество рабочих часов); такой способ учета возможен и при сменной работе. Еженедельный учет ведется в случаях, когда продолжительность ежедневной работы может быть различной, но не более установленной трудовым законодательством. Такой учет может проводиться как при нормальной, так и при сокращенной продолжительности рабочего времени.

Суммированный учет — это учет, при котором учетный период превышает неделю, месяц, квартал и т.д.

Другой комментарий к ст. 91 ТК РФ

1. Определение рабочего времени, приведенное в ч. 1 комментируемой статьи, основывается на сложившемся в российской науке трудового права понятии «рабочее время» и делает упор на фактор долженствования: к рабочему может быть отнесено время, в течение которого работник должен исполнять трудовые обязанности. Необходимо иметь в виду, что фактически отработанное время может не совпадать с установленной правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором нормой рабочего времени. Работа сверх установленной работнику продолжительности рабочего времени также считается рабочим временем со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями даже в том случае, если работодатель привлекал работника к такой работе в нарушение законодательства и работник не обязан был ее исполнять.

2. В комментируемой статье подчеркивается, что в рабочее время включаются и другие периоды, которые в соответствии с ТК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени. Это и специальные перерывы для обогревания и отдыха, и перерывы для кормления ребенка, и др. (см. ст. ст. 109, 258 ТК и комментарий к ним). Коллективным договором могут быть установлены и иные периоды, относящиеся к рабочему времени.

3. Норма рабочего времени — количество часов, которое работник должен отработать в течение определенного календарного периода. В основе определения нормы рабочего времени лежит календарная неделя. Исходя из недельной нормы, устанавливается в необходимых случаях норма рабочего времени на иные периоды (месяц, квартал, год).

4. Российское трудовое законодательство устанавливает предельную меру труда (предельную норму рабочего времени), которую работодатели ни самостоятельно, ни по соглашению с представительными органами работников или с самими работниками не могут превышать (исключения из этого правила допускаются лишь в случаях, установленных законом (ст. ст. 97, 99, 101 ТК и комментарий к ним)).

5. Нормирование рабочего времени осуществляется с учетом условий труда, возрастных и иных особенностей работников и других факторов. В зависимости от установленной продолжительности рабочего времени трудовое законодательство различает следующие его виды: а) нормальное рабочее время; б) сокращенное рабочее время (ст. 92 ТК); в) неполное рабочее время (ст. 93 ТК).

6. Нормальное рабочее время — это продолжительность рабочего времени, применяемая в том случае, если работа выполняется в обычных условиях труда и лица, ее выполняющие, не нуждаются в специальных мерах охраны труда. Комментируемая статья определяет предел нормального рабочего времени в 40час.в неделю. В этих пределах нормальная продолжительность рабочего времени устанавливается коллективным договором, соглашениями. В тех случаях, когда коллективный договор не заключался или условие о продолжительности труда не было включено в коллективный договор, в качестве реальной нормы рабочего времени действует предельная норма, установленная законом, — 40 час. в неделю.

7. Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 августа 2009 г. N 588н.

В соответствии с этим нормативным правовым актом норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены):

при 40-часовой рабочей неделе — 8 час.;

при продолжительности рабочей недели менее 40 час. — количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней.

8. Учет времени, фактически отработанного каждым работником, должен вестись в организациях всех организационно-правовых форм, кроме бюджетных учреждений, по формам Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда» или Т-13 «Табель учета рабочего времени», утв. Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 5 января 2004 г. N 1. Такой учет должен вестись и работодателем — индивидуальным предпринимателем.

9. Для медицинских работников предусмотрен особый вид рабочего времени — дежурство на дому, т.е. пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере 30 мин рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период (ст. 350 ТК).

Консультации и комментарии юристов по ст 91 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 91 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.