Уголовная ответственность за таможенные правонарушения

Таможенное право

Тема 3.Правовая регламентация ответственности в таможенно-правовой сфере.

1. Понятие, особенности и виды юридической ответственности за таможенные правонарушения.

2. Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела;

3. Элементы состава контрабанды как вида преступления.

1.С точки зрения этимологии, ответственность

– это обязанность, необходимость давать отчет своим действиям и поступкам, а также отвечать за их возможные последствия, а юридическая ответственность – это вид социальной ответственности, всегда связанный с возможностью применения принудительной силы государства и выраженный в санкциях правовых норм. При этом в зависимости от отраслевой принадлежности правовых норм, закрепляющих такую ответственность, в юриспруденции различают уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.

Понятие ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела носит сложный комплексный характер, обусловленный комплексным характером самого таможенного дела.

Юридическую ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела следует характеризовать как предусмотренную нормами таможенного права обязанность субъекта таможенного правонарушения претерпевать определенные неблагоприятные последствия в результате совершенного им противоправного деяния. Ей присущи следующие основные признаки:

1. является средством охраны правопорядка, средством осуществления государственной власти;

2. нормативно определена и состоит в применении санкций правовых норм;

3. является последствием виновного антиобщественного деяния;

4. сопровождается государственным и общественным осуждением правонарушителя и совершенного им деяния;

5. связана с принуждением, с отрицательными для правонарушителя последствиями (как морального, так и материального характера), которые он обязан претерпевать.

6. Реализуется в соответствующих процессуальных нормах.

Правонарушения в сфере таможенного дела делятся на преступления и проступки. Последние в свою очередь подразделяются на нарушения таможенных правил и на административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов. В этой связи, ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела следует подразделять на уголовную и административную.

Уголовная ответственность – вид юридической ответственности, предусмотренной за совершение преступлений в сфе5ре таможенного дела. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, проведение расследования и судебное разбирательство. Правовое последствие совершения преступления заключается в применению к виновному в этом лицу государственного принуждения в форме уголовного наказания. Уголовная ответственность наступает также за приготовление к преступлению, за покушение на преступление и за соучастие в нем.

Административная ответственность – вид юридической ответственности, предусмотренной нормами таможенного законодательства за совершение административных проступков в сфере таможенного дела. Она выражается в применении к виновным в совершении правонарушения в сфере таможенного дела лицам мер административного взыскания, если совершенные этими лицами правонарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.

Привлечение к ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела осуществляется в соответствии с общими принципами, присущими юридической ответственности вообще.

Ответственность наступает только за противоправные действия, а не за мысли. Это означает, что лицо, привлекаемое к ответственности за совершение правонарушения в сфере таможенного дела, может быть наказано за мысли лишь в том случае, если они получили внешнее выражение. Иными словами, основанием для привлечения лица к ответственности могут служить только его противоправные действия или иногда бездействия.

Ответственность наступает лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя. Это означает , что без нее (вины) вообще беспредметно говорить о правонарушении, а соответственно и об ответственности за него.

Следующий важный принцип – принцип законности привлечения к ответственности. Он означает , что ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела наступает лишь в случаях, прямо предусмотренных предписаниями соответствующих таможенно-правовых норм.

Ответственность должна носить справедливый характер. Справедливость как принцип ответственности должна быть соразмерна с тяжестью совершенного правонарушения. При привлечении лица к ответственности за совершение правонарушения в сфере таможенного дела правоприменитель должен учесть все обстоятельства совершенного правонарушения: время, место, способ совершения правонарушения, наличие или отсутствие в деле обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность и др., и с учетом всех этих обстоятельств определить меру ответственности в пределах санкции соответствующей правовой нормы.

Индивидуализация наказания – это непременное условие его результативности. Индивидуализация ответственности является частью принципа ее справедливости и означает, что каждый правонарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны государства лишь за те противоправные деяния, которые он непосредственно совершил. Иными словами, если правонарушение в сфере таможенного дела совершено в соучастии, то при назначении наказания (взыскания) правоприменителем должны быть учтены степень и характер каждого из соучастников в совершении правонарушения.

Целесообразность как принцип ответственности – это соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры государственного принуждения его социальным качествам. Так исходя из личности правонарушителя, его осознанного отношения к совершенному им противоправному деянию, ряда иных обстоятельств органы дознания и предварительного следствия имеют право применять в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений в сфере таможенного дела, такие меры, как содержание под стражей, подписка о невыезде, залог и ряд других мер.

Еще одним важнейшим принципом юридической ответственности является принцип ее неотвратимости. Он означает, что ни одно таможенное правонарушение не должно оставаться безнаказанным. А четкое и неуклонное стремление таможенных органов к соблюдению этого принципа должно способствовать повышению эффективности их правоохранительной деятельности, укреплению правопорядка в стране, ее экономической безопасности.

Уголовная ответственность за таможенные правонарушения

Валина курсовая.docx

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра Таможенного и административного права

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

по дисциплине «Таможенное право»

на тему «Уголовная ответственность за таможенные правонарушения»

Выполнил: В.И.Чуркина , студентка 3-го курса очной формы обучения факультета

таможенного дела, группа Т086

Научный руководитель: Е.С.Недосекова,

старший преподаватель кафедры

Глава 1. Юридическая природа уголовного правонарушения………….5

1.1. Понятие и состав уголовного правонарушения………….…………..5

1.2. Виды уголовных правонарушений в области

Глава 2. Уголовная ответственность за совершение

таможенных преступлений………………… ……………….……17

2.1. Понятие и принципы применения уголовной

2.2. Назначение уголовного наказания в области

Список использованных источников……………………………………. 29

Характерной чертой развития криминологической ситуации в стране стал рост масштабов экономической преступности. Одним из наиболее опасных видов экономических преступлений — как по размерам наносимого государству ущерба, распространенности, так и по разнообразию входящих в него деликтов — являются преступления в сфере таможенного дела. Более того, в область таможенно-тарифного регулирования и внешнеторговых операций сместилась противоправная деятельность высокоорганизованных структур преступного бизнеса. Очевидным фактом стала интернационализация контрабанды: за прошедшие десятки лет сложились крупные мафиозные структуры с хорошо отлаженными зарубежными связями. В связи с их активной деятельностью динамика незаконных импортно-экспортных операций с сырьевыми ресурсами России имеет устойчивую тенденцию к дальнейшему повышению. Из России незаконно вывозятся цветные и редкоземельные металлы, нефть и нефтепродукты; хлопок, лес и лесоматериалы, культурные ценности и др. В страну незаконно ввозятся радиоэлектронная и компьютерная техника, подакцизные товары.

Огромную опасность представляют контрабанда наркотиков, оружия, незаконный, экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. При расследовании уголовных дел выявляются уклонения от уплаты таможенных платежей, совершавшиеся на протяжении многих месяцев и лет.

Актуальность темы обусловлена тем, что борьба с уголовными правонарушениями, в частности – в области таможенного дела (нарушениями таможенных правил), является одним из важнейших направлений в правоохранительной деятельности государства.

Цель курсовой работы — исследование сущности и понятие уголовной ответственности за нарушение таможенных правил.

Эта цель опосредуется более конкретизированными задачами исследования:
— формулированием понятия преступлений в сфере таможенного дела;
— анализом норм права, устанавливающих уголовную ответственность за преступления в сфере таможенного дела;
— выявлением особенностей квалификации преступлений в сфере таможенного дела.

Объектом курсовой работы является уголовная ответственность.

Предмет — уголовная ответственность за таможенные правонарушения,

возникающая в процессе совершения таможенных преступлений, содержащих признаки ст. ст. 188, 189, 190, 193, 194 УК РФ.

Понятие и сущность уголовной ответственности за таможенные правонарушения освещены в работах многих ученых: Арышева В.В., Кайгородова О.В., Бакаевой О.Ю., Давитадзе Д.Д., Колосовой В.И., Ляпунова Ю.И., Устиновой Т.Д.

ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА УГОЛОВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Законодательство различает посягательства в сфере таможенного дела в зависимости от различных степеней тяжести на преступления и проступки. По существу и те, и другие, являются нарушениями таможенных правил, но критерием их разграничения служит вред, причиняемый охраняемым интересам.

Все правонарушения общественно вредны, но только часть из них общественно опасна. Вред, причиненный конкретным противоправным деянием, его степень и характер являются одним из основных критериев разграничения преступлений и административных правонарушений.

Под уголовными правонарушениями в области таможенного дела (нарушениями таможенных правил) понимаются именно преступления.

Понятие преступления содержится в ст. 14 УК РФ, согласно которой преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, т. е. не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Состав преступления представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, закреплённых в уголовном законе, которые в сумме определяют общественно опасное деяние, преступление 1 . Признаки состава преступления закрепляются в нормах общей и особенной части уголовного права. Их можно условно разделить на четыре подсистемы: признаки объекта, субъекта, объективной и субъективной стороны преступления.

Объект группа общественных отношений, на которые направлено посягательство.

Субъект вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного ст. 20 УК РФ, — в большинстве случаев, 16 лет.

Объективная сторона деяние в форме действия или бездействия, а также последствия такого деяния и наличие причинной связи между деянием и наступившими последствиями.

Субъективная сторона вина в форме умысла или неосторожности.

У преступления существует ряд признаков: общественная опасность, уголовная противоправность, виновность, наказуемость 2 .

Общественная опасность вред, нанесенный обществу преступным деянием.

Уголовная противоправность формальный признак преступления означает законодательное выражение принципа «нет преступления без указания о том в законе».

Виновность – под виной понимается психическое отношение лица к содеянному и наступившим последствиям. Формы вины: умысел (прямой или косвенный — ст. 25 УК РФ), неосторожность (легкомыслие или небрежность — ст. 26 УК РФ), двойная форма вины (ст. 27 УК РФ).

Наказуемость правовое последствие совершения преступления, которое выражается в применении государством к виновному меры государственного принуждения в форме уголовного наказания.

Преступные посягательства в области таможенного дела отнесены законодательством к группе преступлений в сфере экономической деятельности. Таким образом, родовым объектом посягательства преступлений данной группы являются отношения в сфере экономической деятельности.

В Таможенном кодексе РФ под нарушением таможенных правил понималось противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на установленный настоящим Кодексом, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими актами законодательства РФ по таможенному делу и международными договорами РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое настоящим Кодексом предусмотрена ответственность.

Преступление в сфере таможенного дела — это предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, порядок их таможенного оформления и таможенного контроля, а также на порядок взимания и уплаты таможенных платежей.

Основной особенностью преступлений в сфере таможенного дела является то, что для уяснения их содержания и правильной квалификации того или иного деяния по признакам конкретного состава таможенного преступления правоприменителю помимо Уголовного кодекса РФ необходимо использовать также целый ряд иных законов, таких как: Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах». Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии». Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе». Закон РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и др., а также указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ 3 и иных подзаконных актов.

Составов преступлений в сфере таможенного дела (их принято называть таможенными преступлениями) всего пять: контрабанда (ст. 188 УК РФ); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического, археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ), и уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

Таким образом, таможенные преступления – это общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, совершаемые в сфере экономической деятельности, при вывозе и возврате на территорию России товаров и транспортных средств через таможенную границу вопреки правовому запрету. Они выделяются в особую группу, поскольку реализуются в сфере таможенной деятельности или таможенного дела.

1.2. Виды уголовных правонарушений в области

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие пять видов таможенных преступлений (содержатся в разделе экономических преступлений):

  • контрабанда (ст. 188 УК РФ);
  • незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);
  • невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);
  • невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);
  • уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УКРФ).

Уголовная ответственность за преступления в сфере таможенной деятельности Кочубей Марианна Анатольевна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кочубей Марианна Анатольевна. Уголовная ответственность за преступления в сфере таможенной деятельности : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.08 : Ростов н/Д, 1998 203 c. РГБ ОД, 61:98-12/146-1

Содержание к диссертации

ГЛАВА 1.Общая характеристика преступлений в сфере таможенной деятельности с.10-91

§ 1. Исторический опыт регламентации ответственности за таможенные преступления в российском уголовном законодательстве с.10-42

§2. Понятие преступлений в сфере таможенной деятельности и их уголовно-правовая характеристика с.43-91

ГЛАВА П. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых в сфере таможенной деятельности с.92-127

ГЛАВА Ш. Особенности уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере таможенной деятельности с. 127-184

§1. Особенности возбуждения и прекращения уголовных дел о таможенных преступлениях с. 127-154

§2. Квалификация преступлений, совершаемых в сфере таможенной деятельности с. 154-184

БИБЛИОГРАФИЯ с. 191-203

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Характерной чертой развития криминологической ситуации в стране стал рост масштабов экономической преступности. Одним из наиболее опасных видов экономических преступлений — как по размерам наносимого государству ущерба, распространенности, так и по разнообразию входящих в него деликтов — являются преступления в сфере таможенного дела. Более того, в область таможенно-тарифного регулирования и внешнеторговых операций сместилась противоправная деятельность высокоорганизованных структур преступного бизнеса. Очевидным фактом стала интернационализация контрабанды: за прошедшие несколько лет сложились крупные мафиозные структуры с хорошо отлаженными зарубежными связями. В связи с их активной деятельностью динамика незаконных импортно-экспортных операций с сырьевыми ресурсами России имеет устойчивую тенденцию к дальнейшему повышению. Из России незаконно вывозятся цветные и редкоземельные металлы, нефть и нефтепродукты; хлопок, лес и лесоматериалы, культурные ценности и др. В страну незаконно ввозятся радиоэлектронная и компьютерная техника, подакцизные товары. Огромную опасность представляют контрабанда наркотиков, оружия, незаконный, экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. При расследовании уголовных дел выявляются уклонения от уплаты таможенных платежей, совершавшиеся на протяжении многих месяцев и лет.

До 1994 г. преступления в сфере таможенного дела (ст.ст.188, 189, 190, 194 УК РФ), имели устойчивую тенденцию к росту. Показатели же статистики последних лет, фиксирующие снижение уровня указанных преступлений, вряд ли можно признать отражающими реальную действительность. Поскольку объективных причин для резкого снижения преступности в стране в настоящее время нет, а уровень организованности и профессионализма преступной деятельности, в том числе и в сфере таможенного дела, неуклонно растет, есть все основания полагать, что значительное число преступлений сохраняет латентность, а лица их совершившие, остаются за рамками правового воздействия.

Следует отметить, что эффективность правоприменительной деятельности по данной категории дел остается низкой. Наиболее характерными недостатками последней являются: неправильная квалификация действий правонарушителей, привлечение к административной ответственности при наличии признаков уголовно-наказуемого деяния, невысокое качество дознания, следствия по делам о контрабанде, уклонении от уплаты таможенных платежей, отсутствие координации в следственной и оперативно-розыскной работе, нарушение закона при рассмотрении и разрешении сообщений о совершенных преступлениях и их расследовании.

Автор полагает, что распространенность преступлений в сфере таможенного дела, их высокая общественная опасность, латентность и недостаточная эффективность противодействия со стороны правоохранительных органов, делают актуальной разработку и осуществление научно обоснованной стратегии и тактики борьбы с указанными преступлениями.

Следует отметить недостаточную разработанность к настоящему времени проблемы действенной борьбы с таможенными преступлениями. В опубликованных работах по уголовному праву, принадлежащих Арышеву В.В., Кайгородову О.В., Баты-шеву А.Ф., Давитадзе Д.Д., Колосовой В.И., Ляпунову Ю.И., Галиакбарову P.P., Мельниковой Ю.Б., Михайлову В.,Устиновой Т.Д., Никулину С, Сучкову Ю.И., Шмарову И. Яни П., затрагивались главным образом вопросы квалификации контрабанды и некоторых других преступлений в сфере таможенного дела. Проблемы же эффективности уголовного закона в сфере борьбы с таможенными преступлениями остались до настоящего времени по существу не изученными. По мнению диссертанта, эффективность действия уголовного закона зависит от того, насколько быстро и полно будут раскрыты эти преступления, обеспечены при этом обоснованное привлечение виновных к уголовной ответственности или освобождение от таковой с учетом требований целесообразности (в предусмотренных законом формах), дифференциа ции и индивидуализации ответственности, соблюдения правовых гарантий. Такое исследование приобретает особую актуальность в связи с проведением правовой реформы.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель работы состоит в том, чтобы на основе изучения исторического опыта, теоретических исследований и эмпирического материала разработать предложения по совершенствованию законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за преступления в сфере таможенного дела и практики его применения.

Эта цель опосредуется более конкретизированными задачами исследования:

— изучением исторического опыта регламентации ответственности за таможенные преступления в российском уголовном законодательстве;

— формулированием понятия преступлений в сфере таможенного дела;

— анализом норм права, устанавливающих уголовную ответственность за преступления в сфере таможенного дела;

— изучением состояния, особенностей динамики и структуры преступлений в сфере таможенного дела;

— выявлением особенностей уголовно-правовых оснований возбуждения (отказа в возбуждении) и прекращения уголовных дел о таможенных преступлениях;

— выявлением особенностей квалификации преступлений в сфере таможенного дела;

— изучением возможностей дифференциации и индивидуализации наказания за преступления в сфере таможенного дела;

— подготовкой предложений по совершенствованию уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за преступления в сфере таможенного дела, конкретных рекомендаций, направленных на улучшение его применения в борьбе с данными преступлениями.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являлись общественные отношения, возникающие как в процессе совершения таможенных преступлений, содержащих признаки ст. ст. 188, 189, 190, 194 УК РФ, так и в процессе деятельности правоохранительных органов по борьбе с этими преступлениями.

Предмет исследования включает в себя различные количественные и качественные показатели преступлений, совершаемых в сфере таможенного дела, нормы права, предусматривающие уголовную ответственность за данные преступления, практику реализации уголовной ответственности за таможенные преступления.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования является материалистическая теория познания.

Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, действующее таможенное, гражданское, административное, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, ведомственные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере таможенной деятельности.

Теоретической основой исследования явились работы по теории уголовной политики, уголовному праву и криминологии, а также по административному, таможенному праву, принадлежащие авторам, указанных в библиографическом разделе диссертации.

В процессе подготовки диссертации использовались следующие методы социально-правового исследования:

— изучение исторического опыта регламентации ответственности за таможенные преступления в России в период с X века до настоящего времени;

— сбор статистических данных о преступлениях в сфере таможенного регулирования за период 1993-1997 гг.;

— изучение на основе специально разработанной анкеты материалов уголовных дел (в том числе и прекращенных), а также постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела о преступлениях в сфере таможенной деятельности;

— проведение экспертного опроса сотрудников органов таможни, внутренних дел и прокуратуры, участвующих в борьбе с таможенными преступлениями, в Северо-Кавказском регионе;

— изучение аналитических справок, обзоров, планов и методических пособий по тематике исследования, обобщение положительного опыта Северо-Кавказского региона.

Эмпирическую базу исследования составили данные о состоянии и динамике преступлений, совершенных на территории Российской Федерации за 1993-1997 г.г.,100 материалов об административных нарушениях таможенных правил и постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, 150 уголовных дел о таможенных преступлениях, расследовавшихся в г. Москве, г.Санкт-Петербурге, г. Ростове-на-Дону и некоторых других городах Северо-Кавказского региона. Проведен опрос 150 практических работников таможенных органов, органов внутренних дел и прокуратуры, участвующих в борьбе с таможенными преступлениями.

Научная новизна- заключается в выборе темы диссертационного исследования (с учетом изменения уголовного законодательства), в комплексном уголовно-правовом и криминологическом подходе к ее изучению, а также в полученных результатах исследования.

Как уже отмечалось выше, по проблемам комплексной оценки преступлений в сфере таможенной деятельности практически отсутствуют специальные исследования, а в имеющихся работах, посвященных главным образом вопросам уголовно-правового анализа контрабанды и нарушения таможенных правил, не рассматриваются важные аспекты избранной автором темы.

В данной работе предпринята попытка проанализировать состояние преступности на федеральном и региональном уровнях, изучить проблемы уголовно-правовой борьбы с этими преступлениями и на этой основе предложить меры по ее совершенствованию.

Основные положения, выносимые на защиту:

— Преступлениями в сфере таможенного дела следует считать предусмотренные и запрещенные уголовным законом общественно опасные умышленные деяния (действия или бездействия), посягающие на порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

— Таможенные преступления неоднородны, их составы могут быть сгруппированы по основному непосредственному объекту посягательства; контрабанда и уклонение от уплаты таможенных пошлин являются наиболее распространенными видами таможенных преступлений.

— Криминологическая ситуация в сфере таможенного дела в современный период определяется: 1) совокупностью отражаемых судебной статистикой различных видов таможенных преступлений; 2) наличием значительного количества латентных таможенных преступлений; 3) ростом организованности и профессионализма указанной разновидности преступлений.

— Возбуждение и прекращение уголовных дел о таможенных преступлениях, их квалификация имеют свои особенности, связанные с бланкетной конструкцией соответствующих уголовно-правовых норм, а также со спецификой предмета, объективной стороны, специального субъекта и проявления субъективной стороны указанных деяний.

— Уголовно-правовая борьба с преступлениями в сфере таможенного дела нуждается как в совершенствовании законодательства в данной сфере, так и практики его применения.

— Вносится и обосновывается комплекс предложений по такому совершенствованию.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, имеют как теоретиче ческое, так и прикладное значение и могут быть использованы при совершенствовании действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также в деятельности правоохранительных органов, участвующих в борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела. Кроме того, материалы исследования могут служить основой для дальнейшей разработки вопросов ответственности за таможенные преступления в теории уголовного права, а также могут быть использованы и уже применяются в учебном процесс Ростовского юридического института МВД, некоторых других учебных заведениях системы МВД РФ и в системе повышения квалификации работников таможенных органов.

Апробация результатов исследования. По теме диссертационного исследования автором подготовлено четыре статьи, а также учебно-методическое пособие. Основные положения диссертационного исследования докладывались автором на научно-практических конференциях: «Проблемы совершенствования законодательства на современном этапе», проводившейся в г.Ростове-на-Дону Донским юридическим институтом в апреле 1997 г.; «Проблемы борьбы с преступностью в условиях Северо-Кавказского региона», проводившейся в Ростовской Высшей Школе МВД России в марте 1997 г.; «Закон: теория и практика», проводившейся в г.Ростове-на-Дону Институтом управления, бизнеса и права в мае 1997 г.; « Таможенная деятельность и обеспечение экономической безопасности государства», проводившейся Ростовским филиалом Российской Таможенной Академии в феврале 1997 г..

Основные положения диссертации используются в учебном процессе Ростовского юридического института МВД России по курсу «Уголовное право», в системе служебной подготовки аппаратов ОЭП ГУВД РО а также в практической деятельности подразделений Ростовской таможни.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и библиографии. Работа выполнена в соответствии с требованиями ВАК.

Преступления в таможенной сфере


Преступления в таможенной сфере

А. Н. Козырин,
д.ю.н., профессор

В последнее время в сфере внешнеэкономических связей наблюдается тенденция к увеличению числа правонарушений, одни из которых носят административный характер, а другие — уголовный. Несмотря на то, что в Таможенном кодексе Российской Федерации содержатся статьи, непосредственно касающиеся преступлений в таможенной сфере, ответственность за такие правонарушения устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ). Практически все составы таможенных преступлений так или иначе связаны с налоговой и (или) валютной проблематикой, и потому данная тема может быть интересна читателям «Налогового вестника».

В зависимости от степени тяжести правонарушения в таможенной сфере делятся на преступления и проступки. Основным критерием их разграничения является вред, причиненный конкретным противоправным деянием.

Как известно из общей теории права, преступления — это правонарушения, представляющие наибольшую степень общественной опасности, под которой, в свою очередь, понимается способность деяния причинить вред общественным отношениям, объективное свойство, позволяющее оценить поведение человека с позиции определенной социальной группы.

В ст. 14 УК РФ содержится понятие «преступление», под которым подразумевается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. При этом определено, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного названным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Преступления в сфере таможенного дела иногда называются «таможенными преступлениями». Ответственность за таможенные преступления предусмотрена уголовным законодательством. Общественно опасное деяние, не предусмотренное уголовным законодательством, не может считаться преступлением.

Под таможенным преступлением следует понимать общественно опасное виновное деяние, посягающее на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств (включая применение таможенных режимов), порядок их таможенного контроля, а также порядок взимания и уплаты таможенных платежей.

К таможенным преступлениям относятся:

— контрабанда (ст. 188 УК РФ);

— незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);

— невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);

— невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 183 УК РФ);

— уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

Контрабанда, а также незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, посягают на порядок таможенного контроля и перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с установленными правилами; невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, а также невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте нарушают порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации в части несоблюдения требований заявленных таможенных режимов; уклонение от уплаты таможенных платежей — порядок взимания таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, а также их уплаты.

Криминализация вышеперечисленных правонарушений в таможенной сфере объясняется не только степенью общественной опасности, но и высокой степенью распространенности посягательств на перечисленные объекты (можно говорить о тенденции к быстрому увеличению количества таких правонарушений), причинением указанными деяниями существенного вреда общественным отношениям, а также недостаточностью охраны названных направлений деятельности таможенных органов средствами других отраслей права.

Уклонение от уплаты таможенных платежей

Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, предусмотрена ст. 194 УК РФ (в ред. от 25.06.1998 N 92-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 110 Таможенного кодекса Российской Федерации под таможенными платежами понимаются платежи, уплачиваемые при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и в иных предусмотренных законом случаях, а именно: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акциз, сбор за выдачу лицензии таможенным органом и возобновление действия лицензии, сбор за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, таможенный сбор за таможенное оформление, таможенный сбор за хранение товаров, таможенный сбор за таможенное сопровождение товаров, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах, сбор за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ГТК России и таможенный платеж, взимаемый по единым ставкам.

Порядок исчисления и уплаты таможенных платежей устанавливается, в частности, Законом РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» и Таможенным кодексом Российской Федерации.

В настоящее время таможенные платежи составляют примерно одну треть всех налоговых поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о значимости взимания таможенных платежей в полном объеме.

Целью ст. 194 УК РФ является охрана финансовых интересов государства в сфере взимания таможенных платежей.

Объективная сторона преступления. Преступление совершается путем уклонения субъекта от исполнения возложенной на него юридической обязанности уплатить таможенные платежи (объективная сторона).

Уклонение от уплаты таможенных платежей может осуществляться путем действия или бездействия, состоящего, в частности:

— в заявлении в документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений, дающих основание для неуплаты (полной или частичной) таможенных платежей;

— в представлении таможенным органам ненадлежащих финансовых документов, подтверждающих факт уплаты или являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;

— в отзыве плательщиком платежных документов на перечисление банком денежных средств на счета таможенных органов;

— в нарушении сроков уплаты таможенных платежей.

Субъект и субъективная сторона преступления. Субъектом рассматриваемого преступления является лицо, обязанное в соответствии с таможенным законодательством уплатить таможенные платежи.

Преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 194 УК РФ, совершается с прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия) и желает уклониться от уплаты таможенных платежей, то есть не выплатить их.

Уклонение от уплаты таможенных платежей признается преступлением только в случае, если оно совершено в крупном размере, то есть сумма неуплаченных таможенных платежей превышает согласно примечанию к ст. 194 УК РФ 1000 установленных законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

Поправки, внесенные в ст. 194 УК РФ Федеральным законом от 25.06.1998 N 92-ФЗ, имеют целью ужесточить санкции за преступное деяние, связанное с неуплатой таможенных платежей. В настоящее время уклонение от уплаты таможенных платежей наказывается штрафом в размере от 200 до 700 установленных законом МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Признаками, отягчающими ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, являются:

— совершение деяния группой лиц по предварительному сговору;

— совершение деяния лицом, ранее судимым за совершение преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 194, а также ст. 198 («Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды») и 199 («Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды организаций») УК РФ;

— неоднократное совершение деяния;

— совершение деяния в особо крупном размере (сумма неуплаченных таможенных платежей составляет свыше 3000 установленных законом МРОТ).

Уклонение от уплаты таможенных платежей при наличии хотя бы одного из перечисленных признаков наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы осужденного или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

Преступление, выражающееся в невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте, посягает на установленный законом порядок осуществления валютных операций, а также на порядок перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации в части применения таможенных режимов.

Криминализация данного правонарушения объясняется прежде всего тем негативным влиянием, которое оказывает невозвращение на таможенную территорию Российской Федерации средств в иностранной валюте на ее экономическую безопасность. По экспертным оценкам до 1994 года, величина невозвращаемой в Российскую Федерацию валютной выручки доходила до 60 % от всего стоимостного объема отечественного экспорта.

В частности, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1997 N 1300, отмечается, что кризисное состояние экономики является основной причиной возникновения угрозы национальной безопасности России. Существенное сокращение производства, снижение инвестиционной и инновационной активности, разрушение научно-технического потенциала, расстройство платежно-денежной системы, уменьшение доходной части федерального бюджета, рост государственного долга — основные проявления кризисного состояния экономики.

Эти угрожающие проявления характеризуются, в частности, увеличением объемов вывоза за пределы Российской Федерации валютных запасов, стратегически важных видов сырья при крайне неэффективном либо криминальном использовании прибыли, неконтролируемой утечкой капитала, неразвитостью финансовой, организационной и инфраструктурной поддержки российского экспорта, нерациональной структурой импорта.

В разделе IV «Обеспечение национальной безопасности» Концепции в качестве одного из основных направлений обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внешнеэкономической деятельности государства определено принятие эффективных мер в сфере валютного регулирования в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала. Для этого, наряду с обеспечением макроэкономической стабилизации, необходимо формирование действенной системы валютного контроля и надзора за соблюдением законодательства о внешнеторговой деятельности.

Механизм валютного контроля за экспортными операциями. Основой механизма валютного контроля за экспортными операциями является обязанность экспортера обеспечить зачисление экспортной валютной выручки на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

При осуществлении таможенного и валютного контроля и таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта по внешнеторговым сделкам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте, таможенные органы исходят из того, что обязательное зачисление в установленном порядке на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в сроки, установленные законодательством для исполнения текущих валютных операций, является требованием таможенного режима экспорта в соответствии со ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации (п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»). Статья 98 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливает, что экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и иных таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики, выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами по таможенному делу.

Указ Президента Российской Федерации от 14.06.1992 N 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» также определяет, что валютная выручка от экспорта или реализации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не установлено Банком России (п. 8).

Зачисление экспортной выручки в иностранной валюте на счет экспортера в кредитном учреждении за рубежом возможно только при наличии у него специального разрешения Банка России.

Таможенный орган, принимая товары к оформлению, требует сообщения реквизитов валютного счета, на который будет переведена экспортная выручка, и представления паспорта экспортной сделки, являющегося основным документом валютного контроля. После окончания таможенного оформления в уполномоченный банк направляется извещение о совершении экспортной поставки. Завершается контрольная процедура уведомлением таможенного органа о зачислении на счета в уполномоченном банке валютной выручки от экспорта товаров.

Таким образом, механизм валютного контроля за экспортными операциями основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через таможенную границу Российской Федерации, и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления экспортной выручки.

Механизм валютного контроля за импортными операциями. С того момента, когда в полном объеме «заработал» механизм валютного контроля за поступлением экспортной валютной выручки, основным способом сокрытия валютных средств за рубежом стали не экспортные, а импортные операции. Чаще всего в этих целях использовался такой прием, как заключение фиктивного внешнеторгового контракта: российский покупатель переводил иностранному контрагенту валюту под заведомую непоставку товаров (предоплата без поставки товара или неэквивалентное поступление товара). Широко использовалась также практика авансовых платежей, означающая, по сути, предоставление российскими резидентами беспроцентного кредита иностранным организациям. По данным Банка России, по фиктивным импортным контрактам из Российской Федерации ежемесячно уходило около 400 млн долл. США.

С целью искоренения указанной практики был введен валютный контроль за импортными поставками.

Действующий в настоящее время механизм валютного контроля за импортными операциями строится на тех же принципах, что и контроль за экспортными операциями. Основным документом таможенно-банковского контроля является паспорт импортной сделки.

Импортеры — резиденты, заключившие сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты для приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме валютных средств, переведенных в их оплату, а в случае непоставки товара — обеспечить полный возврат валюты. Эта обязанность должна быть исполнена в сроки, установленные в договоре, но не позднее сроков, определенных для исполнения текущих валютных операций, исчисляемых со дня перевода валютных средств, если иное не разрешено Банком России (совместная инструкция Банка России N 91-И и ГТК России от 04.10.2000 N 01-11/28644 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров»).

Расчеты по внешнеэкономическим сделкам российских импортеров производятся исключительно через счета резидентов, заключивших сделки с нерезидентами. Оплата ввозимого товара может осуществляться только со счета в банке импортера, то есть в уполномоченном банке либо его филиале, в котором открыт текущий валютный счет импортера и который по поручению последнего осуществляет расчеты за импортируемые по данному контракту товары и оформляет по нему паспорт импортной сделки.

Банк импортера производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов и выдачу банковских гарантий оплаты только при наличии подписанного паспорта импортной сделки. Любой иной способ оплаты импортируемого товара может быть совершен только при наличии у импортера специального разрешения (лицензии) Банка России на осуществление такой операции.

Механизм валютного контроля за бартерными операциями. Механизм валютного контроля за бартерными сделками в принципе соответствует моделям валютного контроля при совершении экспортных и импортных операций. Значительным шагом вперед стало распространение действия валютного контроля не только на торговлю товарами, но и на обмен услугами, работами, результатами интеллектуальной деятельности.

Основным документом в механизме валютного контроля за бартерными сделками является паспорт бартерной сделки, который оформляется до осуществления экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых бартерных операций и до начала таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения таких сделок.

Российские экспортеры, заключившие бартерные сделки, обязаны в сроки, установленные для исполнения текущих валютных операций, исчисляемые с даты выпуска таможенными органами вывозимых товаров либо с момента выполнения работ, оказания услуг и предоставления прав на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечить ввоз в Российскую Федерацию эквивалентной по стоимости соответствующей продукции по бартеру. Превышение названного срока, а также исполнение иностранным контрагентом встречного обязательства без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности допускается только при наличии соответствующего разрешения Минэкономразвития России (Указ Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»).

В случае изменения условий внешнеторгового договора, устанавливающих обмен товарами, работами, услугами или результатами интеллектуальной деятельности, на условия, предусматривающие осуществление расчетов в денежных или иных платежных средствах, российские лица обязаны обеспечить возврат этих средств в сумме, эквивалентной по стоимости экспортированным товарам, работам, услугам или результатам интеллектуальной деятельности, на свои счета в уполномоченных банках с соблюдением требований валютного законодательства.

Сроки исполнения текущих валютных операций. Разразившийся в августе 1998 года валютно-финансовый кризис привел к ужесточению норм валютного законодательства. Так, в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 29.12.1998 «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» было внесено изменение в Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которому срок совершения текущих валютных операций, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций, был сокращен со 180 до 90 дней.

Таким образом, при совершении экспортных и импортных операций, не связанных с движением капитала, после вступления в силу названного Федерального закона средства в иностранной валюте должны поступать на территорию Российской Федерации в течение 90 дней с момента вывоза товаров на экспорт либо перевода денежных средств, соответственно.

Порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) определяется Правительством РФ по согласованию с Банком России (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 29.12.1998 N 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики»).

Объективная сторона преступления. Невозвращение на территорию Российской Федерации средств в иностранной валюте состоит в невыполнении обязанности перевести средства в иностранной валюте на счета в уполномоченном банке или иному управомоченному субъекту в установленные сроки путем обычного бездействия, невыдачи распоряжения о переводе, отказа от подписи банковских документов и т.п.

С учетом изложенного рассматриваемое деяние может выражаться:

— в незачислении валютной выручки от экспорта товаров по внешнеторговым сделкам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте;

— в невозвращении денежных средств, перечисленных за несостоявшуюся импортную поставку товаров;

— в незачислении валютной выручки от экспорта товаров по внешнеторговым сделкам, предусматривающим обмен товарами, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности (в случае изменения условий договора).

Субъект и субъективная сторона преступления. Согласно диспозиции ст. 193 УК РФ субъектом преступления является только руководитель организации, обязанный перечислить и контролировать перечисление валютных средств из-за границы.

Рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность своих действий и желает невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте.

Уголовная ответственность руководителя организации, независимо от формы собственности, наступает в случае, если иностранная валюта в крупном размере, во-первых, находится за границей, а во-вторых, не была по его вине перечислена на счет в уполномоченный банк, несмотря на то, что в соответствии с российским законодательством такое перечисление обязательно.

Непременным условием для привлечения к уголовной ответственности является крупный размер не возвращенных из-за границы средств в иностранной валюте: их сумма должна превышать 10 000 установленных законом МРОТ.

В соответствии со ст. 193 УК РФ невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте наказывается лишением свободы на срок до трех лет.