Выбор налоговой для обособленного подразделения

Оглавление:

Выбор ответственного обособленного подразделения при уплате налога на прибыль

Если в одном субъекте РФ открыто несколько обособленных подразделений, при открытии которых в ИФНС головной организации была предоставлена форма 6-1 учет. Надо ли до 31.12.14 подать уведомление о выборе ответственного подразделения по налогу на прибыль?

Ответы юристов (2)

Виктория, добрый день! У вас нет обязанности выбирать ответственное подразделение — вы вправе это сделать, если вы хотите платить налог на прибыль централизованно. Если вы примете такое решение, то нужно подать уведомление до 31 декабря. Закреплять свое решение в учетной политике не обязательно, но не помешает.

Уточнение клиента

Да, решили налог платить централизованно. Хочу уточнить. Все подразделения поставлены на учет в одной налоговой, получается, мы должны предоставить Уведомление № 1 (по выбору ответственного подразделения) и Уведомление № 2 в кол-ве 14 шт. по другим подразделениям. Копия Уведомления № 1 предоставляется в налоговый орган по местонахождению организации. Все верно?

17 Декабря 2014, 11:47

Да, все верно. Несмотря на то, что у вас все подразделения в одной налоговой, исключений для вас нет, нужно представить 14 уведомлений №2.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Уведомление о выборе ОП для уплаты налога на прибыль с 2018 г.

Раздел обновлен 22 октября 2018 г.

Ответственное обособленное подразделение

Если у организации есть несколько ОП, находящихся на территории одного субъекта РФ, то она может назначить ответственное обособленное подразделение, которое будет платить региональную часть налога на прибыль за все эти ОП (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Ответственное обособленное подразделение: кто сдает уведомление

Организации, желающие с очередного календарного года назначить ответственное ОП.

Кстати, если вы уже ранее выбрали ответственное обособленное подразделение, уведомили об этом ИФНС и с нового года у вас ничего не меняется, заново уведомлять налоговиков вам не надо (Письмо Минфина от 04.02.2008 N 03-03-05/7).

Какую ИФНС уведомлять об ответственном ОП

Уведомление о выборе ответственного обособленного подразделения представляется (Приложение № 3 к Письму ФНС от 30.12.2008 N ШС-6-3/986):

  • в ИФНС по месту нахождения ответственного ОП;
  • в ИФНС по месту нахождения ОП, за которые налог на прибыль будет уплачивать ответственная «обособка»;
  • в ИФНС по месту нахождения головной организации. Если организация относится к крупнейшим налогоплательщикам, то уведомление подается в ИФНС, где она состоит на учете в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Уведомление о выборе ОП: бланк

Утвержденных форм такого уведомления нет, но есть разработанные ФНС рекомендуемые формы. Скачать данные формы вы можете через систему КонсультантПлюс .

Если вы воспользуетесь этими формами уведомления, то нужно иметь в виду, какое именно уведомление в какую ИФНС подается (Приложение № 3 к Письму ФНС от 30.12.2008 N ШС-6-3/986):

С рекомендуемыми ФНС формами вы можете ознакомиться ниже.

Срок уведомления о выборе ответственного подразделения

Сообщить ИФНС о выборе ответственного ОП нужно до 31 декабря года, предшествующего году, с которого налог в региональный бюджет будет уплачиваться через такое ОП (п. 2 ст. 288 НК РФ). То есть крайним сроком представления уведомлений является 30 декабря. При этом нужно учитывать, что если этот день приходится на выходной, то крайний срок уведомления переносится на ближайший рабочий день, следующий за этим выходным (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Так, например, организациям о выборе ответственного ОП на 2018 год нужно сообщить в ИФНС не позднее 09.01.2018 (30 декабря – суббота).

Смена ответственного ОП

Передать полномочия по уплате налога на прибыль в региональный бюджет ответственное ОП может другому ОП только с начала очередного календарного года. Но есть ситуации, когда это возможно и в течение отчетного года:

  • если на территории субъекта РФ создано новое обособленное подразделение (Письмо ФНС от 25.03.2009 N3-2-10/8);
  • если ответственное ОП закрывается (Письмо ФНС от 18.03.2009 N3-2-09/[email protected]);
  • если изменились региональные границы и из-за этого ответственное ОП оказалось в другом субъекте РФ (Письмо ФНС от 01.08.2012 NЕД-4-3/[email protected]).

В случае создания новых ОП/ликвидации старых ОП в течение отчетного года организация должна уведомить ИФНС того субъекта РФ, в котором созданы новые ОП/ликвидированы старые ОП, о выборе ответственного обособленного подразделения в течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода, в котором ОП было создано/ликвидировано (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Когда за ОП налог может платить сама организация

Если головная организация и ее ОП находятся на территории одного субъекта РФ, то обязанность по уплате региональной части налога на прибыль за эти ОП она может взять на себя (Письмо Минфина от 03.07.2017 N 03-03-06/1/41778). Об этом также надо уведомить ИФНС, представив:

  • уведомление № 1 — в ИФНС по месту учета организации/ИФНС по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика;
  • уведомление № 2 – в ИФНС по месту учета ОП.

Ответственное ОП: фиксируем в своих документах

Приняв решение об уплате налога через ответственное обособленное подразделение, не забудьте отразить в учетной политике централизованный способ уплаты налога на прибыль.

Ответственное обособленное подразделение

Если у организации есть несколько ОП, находящихся на территории одного субъекта РФ, то она может назначить ответственное обособленное подразделение, которое будет платить региональную часть налога на прибыль за все эти ОП (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Ответственное обособленное подразделение: кто сдает уведомление

Организации, желающие с очередного календарного года назначить ответственное ОП.

Кстати, если вы уже ранее выбрали ответственное обособленное подразделение, уведомили об этом ИФНС и с нового года у вас ничего не меняется, заново уведомлять налоговиков вам не надо (Письмо Минфина от 04.02.2008 N 03-03-05/7).

Какую ИФНС уведомлять об ответственном ОП

Уведомление о выборе ответственного обособленного подразделения представляется (Приложение № 3 к Письму ФНС от 30.12.2008 N ШС-6-3/986):

  • в ИФНС по месту нахождения ответственного ОП;
  • в ИФНС по месту нахождения ОП, за которые налог на прибыль будет уплачивать ответственная «обособка»;
  • в ИФНС по месту нахождения головной организации. Если организация относится к крупнейшим налогоплательщикам, то уведомление подается в ИФНС, где она состоит на учете в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Уведомление о выборе ОП: бланк

Утвержденных форм такого уведомления нет, но есть разработанные ФНС рекомендуемые формы. Скачать данные формы вы можете через систему КонсультантПлюс .

Если вы воспользуетесь этими формами уведомления, то нужно иметь в виду, какое именно уведомление в какую ИФНС подается (Приложение № 3 к Письму ФНС от 30.12.2008 N ШС-6-3/986):

С рекомендуемыми ФНС формами вы можете ознакомиться ниже.

Срок уведомления о выборе ответственного подразделения

Сообщить ИФНС о выборе ответственного ОП нужно до 31 декабря года, предшествующего году, с которого налог в региональный бюджет будет уплачиваться через такое ОП (п. 2 ст. 288 НК РФ). То есть крайним сроком представления уведомлений является 30 декабря. При этом нужно учитывать, что если этот день приходится на выходной, то крайний срок уведомления переносится на ближайший рабочий день, следующий за этим выходным (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Так, например, организациям у выборе ответственного ОП на 2018 год нужно сообщить в ИФНС не позднее 09.01.2018 (30 декабря – суббота).

Смена ответственного ОП

Передать полномочия по уплате налога на прибыль в региональный бюджет ответственное ОП может другому ОП только с начала очередного календарного года. Но есть ситуации, когда это возможно и в течение отчетного года:

  • если на территории субъекта РФ создано новое обособленное подразделение (Письмо ФНС от 25.03.2009 N 3-2-10/8);
  • если ответственное ОП закрывается (Письмо ФНС от 18.03.2009 N 3-2-09/[email protected]);
  • если изменились региональные границы и из-за этого ответственное ОП оказалось в другом субъекте РФ (Письмо ФНС от 01.08.2012 N ЕД-4-3/[email protected]).

В случае создания новых ОП/ликвидации старых ОП в течение отчетного года организация должна уведомить ИФНС того субъекта РФ, в котором созданы новые ОП/ликвидированы старые ОП, о выборе ответственного обособленного подразделения в течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода, в котором ОП было создано/ликвидировано (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Когда за ОП налог может платить сама организация

Если головная организация и ее ОП находятся на территории одного субъекта РФ, то обязанность по уплате региональной части налога на прибыль за эти ОП она может взять на себя (Письмо Минфина от 03.07.2017 N 03-03-06/1/41778). Об этом также надо уведомить ИФНС, представив:

  • уведомление № 1 — в ИФНС по месту учета организации/ИФНС по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика;
  • уведомление № 2 – в ИФНС по месту учета ОП.

Ответственное ОП: фиксируем в своих документах

Приняв решение об уплате налога через ответственное обособленное подразделение, не забудьте отразить в учетной политике централизованный способ уплаты налога на прибыль.

«Упрощенка» и обособленное подразделение.

«Наша организация применяет УСНО. В 2017 году мы планируем открыть дополнительное отделение – филиал или просто дополнительный офис (еще не решили). Утратим ли мы в этом случае право на применение УСНО? Имеет ли значение, где будет находиться новое подразделение организации: в одном субъекте Российской Федерации с головным офисом или в разных субъектах? Нужно ли будет еще раз вставать на учет в налоговом органе? Какие налоговые отчеты и куда нужно будет представлять?». Вот с такими вопросами обратилась к нам наша читательница. Ответы – в предложенном материале.

КАК СОХРАНИТЬ ПРАВО НА ПРИМЕНЕНИЕ УСНО ПРИ ОТКРЫТИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ?

П рименение специального налогового режима – УСНО – имеет ряд неоспоримых преимуществ, которые привлекают налогоплательщиков, но есть и ограничения, установленные гл. 26.2 НК РФ. Одно из них – запрет на применение УСНО организациями, имеющими филиалы (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

В Налоговом кодексе нет понятий «филиал», «представительство», «дополнительный офис» (или аналогичных). В статье 11 НК РФ дано определение одному обобщенному понятию – «обособленное подразделение организации».

Основными признаками обособленного подразделения организации являются:

  • территориальная обособленность от организации;
  • оборудование стационарных рабочих мест по месту нахождения данного подразделения;
  • независимость от отражения факта создания обособленного подразделения в учредительных или других документах организации;
  • независимость от размера полномочий, которыми наделено это подразделение.

Отдельно скажем о рабочих местах обособленного подразделения. Для признания обособленного подразделения организации таковым рабочие места должны быть стационарными. На основании ст. 209 ТК РФ рабочее место – это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Для указанных целей рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Под оборудованностью рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение названных обязанностей.

Отметим, что законодательством не конкретизируются точное территориальное месторасположение подразделения и месторас­положение головного офиса данного подразделения (Письмо Минфина России от 29.10.2015 № 03‑11‑06/62392). При этом территориальная обособленность подразделения от организации определяется адресом, отличным от адреса указанной организации (Письмо Минфина России от 18.08.2015 № 03‑02‑07/1/47702). Соответственно, для целей применения УСНО не имеет значения, где находится обособленное подразделение организации: в одном субъекте РФ с головной организацией или в разных.

Таким образом, организация, открывающая обособленное подразделение, вправе продолжать применять УСНО только в том случае, если это обособленное подразделение не является филиалом. Налоговое законодательство не содержит отдельного понятия «филиал», в связи с чем на основании п. 1 ст. 11 НК РФ обозначенное понятие применяется в том значении, в каком оно используется в нормах гражданского права.

Понятие «филиал» дано в ст. 55 ГК РФ. Основные признаки филиала:

  • это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения;
  • филиал осуществляет все функции юридического лица или их часть, в том числе функции представительства;
  • он не является юридическим лицом;
  • филиал наделяется имуществом юридического лица, которое его создало;
  • он действует на основании положений, утвержденных юридическим лицом;
  • руководитель филиала назначается юридическим лицом и действует на основании его доверенности;
  • филиал указан в ЕГРЮЛ.

Из приведенных норм следует, что если создание обособленного подразделения организации не оформлено соответствующим образом в качестве филиала юридического лица, в том числе если филиал не указан в учредительных документах организации и в ЕГРЮЛ, то данная организация вправе продолжать применять УСНО при условии соблюдения норм, установленных гл. 26.2 НК РФ (письма Минфина России от 29.10.2015 № 03‑11‑06/62392, от 14.10.2015 № 03‑11‑06/2/58685).

НУЖНО ЛИ ВСТАВАТЬ НА УЧЕТ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ ПРИ СОЗДАНИИ ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ?

Если организация, применяющая УСНО, приняла решение о создании обособленного подразделения (в любой форме, кроме филиала), то она обязана встать на налоговый учет по месту нахождения этого обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Сразу оговоримся, что организация, открывшая представительство, вправе продолжать применять УСНО. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Остальные критерии представительства совпадают с критериями филиала. Соответственно, данные об открытии представительства есть у регистрирующего органа, так как оно должно быть указано в ЕГРЮЛ. Поэтому постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента создания представительства обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Отдельно ставить на налоговый учет представительство организации не нужно.

Поскольку подавляющее большинство организаций открывают обособленные подразделения, которые не являются представительством (далее – обособленное подразделение), рассмотрим их особенности постановки на налоговый учет.

Во-первых, так как данные о создании названного обособленного подразделения не представляются в регистрирующий орган и не вносятся ни в учредительные документы, ни в ЕГРЮЛ, организация обязана встать на налоговый учет по месту нахождения данного обособленного подразделения.

Во-вторых, постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ. Сообщение о создании обособленного подразделения организация подает по форме С-09‑3‑1 «Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях», утвержденной Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/[email protected]

Обратите внимание:

По общему правилу сообщение о создании обособленного подразделения подается в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения.

Только в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений. Организация определяет это самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/[email protected] и которое представляется в налоговый орган по месту ее нахождения.

Согласно п. 9 ст. 83 НК РФ в случае возникновения у налогоплательщика затруднения с определением места постановки на учет в налоговом органе решение на основе представленных им данных (в том числе документов, информации о деятельности организации через обособленное подразделение) принимается налоговым органом.

В-третьих, установлены конкретные сроки для сообщения в налоговый орган:

  • о создании обособленного подразделения – в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации. Указанный срок исчисляется с начала осуществления деятельности организации через соответствующее обособленное подразделение (Письмо Минфина России от 19.02.2016 № 03‑02‑07/1/9377);
  • об изменении сведений об обособленном подразделении – в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения;
  • о прекращении деятельности обособленного подразделения – в течение трех дней со дня прекращения указанной деятельности.

Завершается процесс постановки на налоговый учет обособленного подразделения тем, что налоговый орган осуществляет постановку на учет в течение пяти дней со дня получения сообщения от этой организации и в тот же срок выдает (или направляет в электронном виде) уведомление о постановке на учет в налоговом органе, в котором указан КПП обособленного подразделения.

Таким образом, если организация, применяющая УСНО, приняла решение о создании обособленного подразделения, то она обязана встать на налоговый учет по месту нахождения данного подразделения. Для этого нужно представить сообщение по форме С-09‑3‑1 в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения.

Поскольку сегодня нет единой позиции, по какой статье НК РФ привлекать к ответственности за нарушение срока постановки на учет обособленного подразделения – по ст. 126 (штраф 200 руб.) или по п. 2 ст. 116 НК РФ (штраф в размере 10 % от дохода, полученного за время работы без постановки на налоговый учет, но не менее 40 000 руб.), – рекомендуем соблюдать законодательство (письма Минфина России от 03.09.2012 № 03‑02‑07/1‑211, от 17.04.2013 № 03‑02‑07/1/12946).

КУДА ПРЕДСТАВЛЯТЬ НАЛОГОВУЮ ОТЧЕТНОСТЬ

ПРИ НАЛИЧИИ ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ?

Для организации, применяющей УСНО и создавшей обособленное подразделение, рано или поздно подойдет срок представления отчетности в налоговый орган. Мы не ставим своей задачей составить полный перечень налоговой отчетности «упрощенца», имеющего обособленное подразделение; мы хотим обозначить отдельные моменты, на которые надо обратить внимание при наличии обособленного подразделения.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НАЛОГУ, УПЛАЧИВАЕМОМУ ПРИ УСНО.

Мы рассматриваем случай, когда организация, применяющая УСНО, создала обособленное подразделение. В этой ситуации она продолжает применять «упрощенку» при выполнении всех ограничений, установленных гл. 26.2 НК РФ.

Отметим, что УСНО применяет вся организация в целом, включая обособленное подразделение. Глава 26.2 НК РФ не содержит требований к раздельному учету реализованных товаров, выполненных работ или оказанных услуг в головной организации и обособленных подразделениях.

Таким образом, организация, применяющая УСНО, ведет налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, уплачиваемого при УСНО, в целом по организации с учетом всех полученных доходов и произведенных расходов независимо от того, где конкретно были получены данные доходы и произведены расходы: в головной организации или обособленном подразделении.

В соответствии с п. 6 ст. 346.21 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу при УСНО производится по месту нахождения организации. При расчете «упрощенного» налога не имеет значения, в каком городе (регионе) РФ создано обособленное подразделение.

По итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации (ст. 346.23 НК РФ).

Соответственно, по месту нахождения обособленного подразделения налог при УСНО не уплачивается и налоговая декларация не представляется (письма УФНС по г. Москве от 31.08.2010 № 16‑15/[email protected], от 22.06.2011 № 16‑15/[email protected]).

ОТЧЕТНОСТЬ ПО НДФЛ.

Если организация, применяющая УСНО, открывает обособленное подразделение, то она, являясь налоговым агентом по НДФЛ, должна быть готова уплачивать налог и представлять отчетность по НДФЛ (ф. 2‑НДФЛ и 6‑НДФЛ) как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ). По месту нахождения обособленного подразделения уплачивается НДФЛ и представляется отчетность по НДФЛ в отношении работников этих обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, которые заключены обособленным подразделением.

Отметим, что если организация имеет несколько обособленных подразделений, то уплата НДФЛ и представление отчетности по НДФЛ должны производиться как по месту нахождения головной организации, так по месту нахождения каждого подразделения. В Письме от 23.12.2016 № 03‑04‑06/77778 представители Минфина напомнили, что гл. 23 НК РФ не содержит норм, предоставляющих налоговым агентам, имеющим обособленные подразделения, право самостоятельно выбирать обособленное подразделение, через которое производились бы перечисление налога и, соответственно, представление отчетности по НДФЛ.

Аналогичного мнения придерживаются представители ФНС: обязанность налоговых агентов представлять расчет по форме 6‑НДФЛ в налоговый орган по месту своего учета корреспондирует с обязанностью налоговых агентов уплачивать совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником выплаты дохода, в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе (письма от 05.10.2016 № БС-4-11/[email protected], от 09.11.2016 № БС-4-11/[email protected], от 25.11.2016 № БС-4-11/22430).

РАСЧЕТ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ.

Порядок уплаты страховых взносов, а также представления отчетности – расчета по страховым взносам – не зависит от применяемого налогового режима, но сопряжен с наличием или отсутствием у организации обособленных подразделений (ст. 431 НК РФ).

Законодатель прямо указал, что уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями:

  • по месту их нахождения;
  • по месту нахождения обособленных подразделений.

Но в данном случае речь идет не обо всех обособленных подразделениях организации, а только о тех, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (за исключением обособленных подразделений, находящихся за пределами РФ). Принятие решения о наделении обособленного подразделения, созданного на территории РФ, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц принимается плательщиком страховых взносов самостоятельно (письма ФНС России от 28.12.2016 № АС-4-11/25226, от 03.02.2017 № БС-4-11/[email protected]).

Соответственно, если обособленное подразделение организации самостоятельно не начисляет зарплату и другие выплаты своим работникам, это делается централизовано, то страховые взносы уплачиваются и отчетность по ним представляется только по месту нахождения головной организации.

Если же согласно положению об обособленном подразделении работникам этого подразделения выплаты начисляются обособленным подразделением, то оно самостоятельно уплачивает страховые взносы и представляет расчет по страховым взносам по своему месту нахождения. Головная организация отдельно выполняет указанные обязанности.

КАК НАЛОГОВЫЙ ОРГАН УЗНАЕТ О ТОМ, НАДЕЛЕНО ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ РАССМАТРИВАЕМЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ ИЛИ НЕТ?

Для этого с 2017 года введена обязанность сообщать в налоговый орган о наделении обособленного подразделения полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий) (пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ). Но данная норма действует только в отношении обособленных подразделений, созданных на территории РФ, которые наделяются полномочиями по начислению выплат в пользу физических лиц после 01.01.2017. Если обособленное подразделение не наделено соответствующими полномочиями, то никаких сообщений об этом в налоговый орган представлять не надо (письма Минфина России от 28.12.2016 № 03‑04‑12/78677, от 12.01.2017 № 03‑15‑06/679).

К сведению:

Форма «Сообщения российской организации – плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство) полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц» утверждена Приказом ФНС России от 10.01.2017 № ММВ-7-14/[email protected] «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при учете организаций и физических лиц в качестве плательщиков страховых взносов, а также порядка заполнения этих форм».

Если обособленное подразделение было создано до 01.01.2017, то эти данные в налоговый орган передает ПФР. Причем если организация имела обособленные подразделения, созданные до 01.01.2017, и они производили выплаты работникам, но в связи с изменени­ями законодательства организация лишила их таких полномочий с 01.01.2017, то необходимо уведомить налоговые органы о лишении всех обособленных подразделений соответствующих полномочий (Письмо ФНС России от 23.01.2017 № БС-4-11/[email protected]).

ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ.

Поскольку «упрощенцы» являются плательщиками земельного налога на общих основаниях, отметим, что согласно п. 3 ст. 397 и п. 1 ст. 398 НК РФ налог и авансовые платежи по земельному налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (Письмо Минфина России от 17.10.2016 № 03‑05‑06‑02/60364).

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган также по месту нахождения земельного участка декларацию по земельному налогу.

Таким образом, наличие обособленного подразделения не влияет на порядок уплаты земельного налога и представления декларации по нему.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО.

Поскольку организации-«упрощенцы» по общему правилу не являются плательщиками налога на имущество организаций, рассмотрим только один случай, когда они уплачивают налог на имущество – когда они являются собственниками (или владеют на праве хозяйственного ведения) недвижимости, в отношении которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость и которая включена в соответствующий перечень (ст. 378.2 НК РФ).

На основании ст. 384, 385 и 385.2 НК РФ уплата налога на имущество организаций осуществляется по месту нахождения организации, по месту нахождения обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также по месту иных объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения (Письмо Минфина России № 03‑05‑06‑02/60364).

С учетом особенностей, установленных п. 13 ст. 378.2 НК РФ, организация, применяющая УСНО и имеющая обособленное подразделение, касательно объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества.

В аналогичном порядке представляются расчеты по авансовым платежам по налогу и декларация по налогу (ст. 386 НК РФ).

ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ.

Если на организацию, применяющую УСНО и имеющую обособленное подразделение, зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения, то она является плательщиком транспортного налога.

Уплата транспортного налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств; декларация по налогу также представляется в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств (ст. 363, 363.1 НК РФ). Место нахождения транспортного средства определено в ст. 83 НК РФ.

Транспортное средство можно поставить на учет в органах ГИБДД либо по месту нахождения головной организации (по месту государственной регистрации), либо по месту нахождения обособленного подразделения (пп. 24.3 приложения 1 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств»).

Следовательно, если, например, автомобиль зарегистрирован в органах ГИБДД по месту нахождения обособленного подразделения, то налог должен уплачиваться в бюджет по месту нахождения (регистрации) данного обособленного подразделения и туда же должна представляться декларация по транспортному налогу.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что организация, применяющая УСНО, вправе открыть обособленное подразделение в любой форме, кроме филиала, не утратив при этом права на применение данного спецрежима.

Если обособленное подразделение будет создано, то организация обязана поставить его на налоговый учет в течение месяца со дня создания.

Что касается налоговой отчетности, создание обособленного подразделения никак не отразится на порядке представления отчетности:

  • по налогу, уплачиваемому при УСНО;
  • по земельному налогу;
  • по налогу на имущество.

При этом действующим законодательством установлен отдельный порядок представления отчетности по страховым взносам, по НДФЛ и по транспортному налогу в случае наличия обособленных подразделений.

Уплата налогов обособленного подразделения

Имеем обособленное подразделение внутри города (фактический адрес), открытое в далеком 2008 году.

Примерно в 2009 году в налоговую писали письмо о том, что НДФЛ и налоги платим по месту регистрации (я так понимаю аналог текущей формы 1-6-Учёт).

не так давно пришло письмо от налоговой обособленного подразделения, с требованием предоставить информацию о причинах отсутствия уплаты НДФЛ.

Верно ли я, как Юрист, понимаю, что в этом случае имею право сослаться на наше письмо от 2009 года, а так же письмо МинФина от 22.01.13 № 03-04-06/3-17:

«если организация, имеющая несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, поставлена на учет в соответствии с «п. 4 ст. 83″ Кодекса по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, определенного организацией, то налог на доходы физических лиц, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании, должен быть перечислен в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения»?

И правильно ли я трактую этот текст?
«В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании,(*) городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией — в выбранный ею налоговый орган.»
(*) — формулировка текста подразумевает фразу «а так же городах. «, иначе была бы формулировка «городов», верно?

Как в налоговой службе оформляется обособленное подразделение?

У меня имеется два небольших магазина, можно сказать и супермаркета. Их ведет один бухгалтер. Один магазин расположен на территории одной налоговой инспекции, а второй находится совсем в другом населенном пункте, который контролирует другая налоговая. Всю отчетность бухгалтер сдает в первую налоговую и налоги уплачивают в первую налоговую, кроме местных налогов. Ко второму магазину прицепилась вторая налоговая, чтобы мы уплачивали налоги им. Так, видишь ли, они смогут поднять их рейтинг. Имеют ли они законные основания перевести уплату части налогов в их налоговую инспекцию, и надо ли нам будет нанимать другого бухгалтера?

Ответы юристов (3)

Какой режим налогообложения используется вами?

Если у вас один магазин на территории инспекции где прописаны, а другой вы открыли на территории другой налоговой, то в ИФНС по прописке вы как отчитывались так и отчитываетесь дальше, а в ИФНС где открыт новый магазин вы должны встать на учет как плательщик ЕНВД и отчитываться по новому магазину в новой налоговой.

цитата из п. 2 ст. 346.28 НК РФ:

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога, обязаны встать на учет в налоговом органе:
по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абзаце третьем настоящего пункта);
по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в подпункте 11 пункта 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса.
Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.

Когда налоговые инспекции – разные

На практике возможна и другая ситуация, когда второе обособленное подразделение создано на территории того же муниципального образования (в том же городе), что и первое обособленное подразделение, но на территории, подведомственной другой налоговой инспекции, где организация не состоит на учете.

В этом случае следует руководствоваться п. 4 ст. 83 НК РФ. Он предусматривает упрощенный порядок учета организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, подведомственных разным налоговым органам.

Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений. Это обособленное подразделение организация выбирает самостоятельно и сообщает письменно о своем выборе в тот налоговый орган, в котором может быть осуществлена постановка на учет таких обособленных подразделений (п. 4 Порядка № 114н).

Иными словами, организации предоставлено право выбора налогового органа для постановки на учет ее обособленных подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании, но относящихся к разным налоговым инспекциям (письмо Минфина России от 18.02.2010 № 03-02-07/1-60 и № 03-02-07/1-68).

Приказом ФНС РФ от 24.03.2010 № ММ-7-6/[email protected] утверждена рекомендуемая форма Сообщения организации о выборе налогового органа для постановки на учет нескольких обособленных подразделений организации, находящихся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам.

Ø Обратите внимание! Сообщение о выборе налогового органа не заменяет ни Заявление о постановке на учет, ни Сообщение о создании обособленного подразделения. Эта форма может быть представлена помимо Заявления или Сообщения.

Есть вопрос к юристу?

Советую ознакомиться с данной страницей http://www.buhgalteria.ru/article/n51920 ,коорая очень подробно раскрывает тему «Как сдать налоговую отчетность при наличии «обособленцев».

Возникновение у налогоплательщика обособленного подразделения в силу положений статьи 19 НК РФ и специальных норм части второй НК РФ порождает дополнительные обязанности, связанные с определением надлежащего места уплаты соответствующих налогов.

Налог на доходы физических лиц (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Налоговые агенты — российские организации, указанные в пункте 1 статьи 226 НК РФ, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения.

Единый социальный налог (п. 8 ст. 243 НК РФ).

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 8 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

Страхователи — организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

Налог на имущество организаций (ст. 384 НК РФ).

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения.

Налог на прибыль организаций (ст. 288 НК РФ).

Налогоплательщики — российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Эта доля прибыли определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений на конец отчетного периода.

Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения. Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного названной статьей для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.