Заинтересованность в совершении сделки оао

Сделки с заинтересованностью

Под сделкой с заинтересованностью следует понимать такие сделки, в совершении которых присутствует персональная заинтересованность других лиц, кроме Общества.

Ст. 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (включает в себя признаки, согласно которым ту или иную сделку можно считать как совершенную с заинтересованностью; регулирует процедуру заключения данного типа сделок и раскрывает широкий круг субъектов, которые могут их заключить.

Если говорить простым, не юридическим языком, то главная цель процедуры выявления подобных сделок — не допустить вреда для компании, который может появиться из-за личной заинтересованности управленцев и других людей, способных влиять на решения и детали заключаемых договоров.

Как рассмотреть приближающуюся сделку с возможной заинтересованностью?

Сделка будет признана таковой, если выгоду после ее завершения получат следующие лица:

  • непосредственное руководство организации (единоличный или коллегиальный исполнительный орган);
  • участники общества, имеющие совместно с их аффилированными лицами 20 и более процентов голосов от общего числа голосов участников общества;
  • члены совета директоров, а также лица, дающие компании обязательные для выполнения указания.

Данные лица признаются заинтересованными в сделке, если они, их супруги, родители, дети, усыновители и усыновленные, сестры и братья (здесь не делается особенного исключения в части полное это родство или нет), аффилированные лица:

  • Будут прямыми получателями выгоды (выгодоприобретателями). Также, здесь упоминаются представители в процессе сделок или самые обычные посредники;
  • Если они имеют от двадцати процентов собственности фирмы, претендующей на получение пользы. Или, как и в первом случае, выступают в роли представителей. Сюда же добавляются посредники;
  • Если они руководят или состоят в управленческом аппарате предприятия-выгодоприобретателя.

Всем сторонам этого процесса нужно помнить о том, что организация может в своем уставе расширить список заинтересованных лиц.

Условия заключения

Подобные сделки с заинтересованностью, если соблюдать закон и деловую этику, не могут заключаться на общих основаниях с другими подобными сделками. До их подписания необходимо предварительное одобрение. Кто должен признать ее соответствующей закону? Здесь тоже есть свои пункты:

  • Совет директоров, если это отнесено к его компетенции уставом Общества. Решение об одобрении принимается большинством голосов директоров, которые не заинтересованы в этой сделке (за исключением случаев, если сумма оплаты по сделке или стоимость имущества, являющегося предметом сделки, превышает два процента стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период);
  • Общее собрание участников — большинством голосов всех участников, не заинтересованных в проверяемых сделках.

Если в ООО один участник и он занимает в нем директорскую должность, сделки с заинтересованностью не могут рассматриваться по определению.

Рассмотрим на примере. Одним из подрядчиков строительной фирмы имеет желание стать организация, например, по установке окон. Ее владелец — брат одного из заместителя директоров застройщика. По всей видимости, у этого заместителя есть вероятный интерес, отдать подряд компании своего родственника. Значит, эта сделка может подпадать под наше определение. То же самое касается договоров о продаже или приобретения имущества, поставках и т.д.

Наш офис находится в центре Москвы в шаговой доступности от м. Китай-Город.

uristinfo.net

Причины особого регулирования сделок с заинтересованностью

Наряду с крупными сделками разновидностью особых сделок, регулируемых корпоративным законодательством, являются сделки, в совершении которых имеется заинтересованность. Понятие сделок с заинтересованностью появилось в российском законодательстве в связи с принятием Закона об АО. Понятие сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, встречается и в других законодательных актах, в том числе в Законе о государственных предприятиях, Законе об автономных учреждениях. Установление особого порядка заключения для сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, вызвано необходимостью охраны интересов акционеров и участников хозяйственных обществ. В любом хозяйственном обществе, безусловно, имеются лица, для которых заключение сделки представляет личный интерес, т.е. в такой сделке они заинтересованы лично. При этом по смыслу закона заинтересованные лица — это лица, которые имеют реальную возможность влиять на совершение обществом сделок. В результате этого может возникнуть конфликт интересов указанного лица и самого общества или его акционеров (участников), для предотвращения которого и служит особый правовой режим совершения сделок с заинтересованностью.

Понятие сделок с заинтересованностью

В действующем корпоративном законодательстве понятие и требования к порядку заключения сделок с заинтересованностью содержатся в законах о хозяйственных обществах. Так же как и в отношении крупных сделок, содержащиеся в этих законах понятия и процедуры во многом схожи, хотя имеются и определенные отличия, вызванные более детальным законодательным регулированием совершения сделок с заинтересованностью в АО.

В соответствии с Законом об АО сделки (в том числе заем, кредит, залог, поручительство), в совершении которых имеется заинтересованность определенных лиц, указанных в законе, совершаются обществом в особом порядке (п. 1 ст. 81 Закона об АО). Таким образом, под категорию сделки с заинтересованностью может попасть любая гражданско-правовая сделка, в совершении которой заинтересованы определенные лица.

Не требуют одобрения как сделки с заинтересованностью трудовые договоры, заключаемые обществом с лицами, занимающими определенные должности в органах управления общества (директором, членами коллегиального исполнительного органа), хотя следует отметить, что в законодательстве данный вопрос прямо не урегулирован.

В юридической литературе дискутируется вопрос о возможности квалификации сделки по внесению имущества в уставный капитал учреждаемого общества как сделки с заинтересованностью . Некоторые авторы рассматривают внесение имущества в уставный капитал учреждаемого общества не как сделку, а как исполнение обязательств учредителей, возникающих из договора о создании общества, в связи с чем правила о сделках с заинтересованностью в данном случае не должны применяться вовсе. Другие цивилисты, соглашаясь с тем, что сама по себе такая сделка не подлежит квалификации как сделка с заинтересованностью, тем не менее допускают ситуацию, при которой такая сделка должна быть одобрена. Например, в случае, если член совета директоров основного общества решением об учреждении дочернего общества будет назначен его директором, такая сделка может быть признана сделкой с заинтересованностью. Хотя при этом занятие должности до государственной регистрации создаваемого общества еще не происходит, но основания для заинтересованности существуют. Подобное предположение означает одобрение сделки, заинтересованность в которой у определенного лица на момент совершения еще не возникла, но возникнет в будущем (см. далее о моменте определения заинтересованности).

См.: Майфат А.В. Указ. соч. С. 123.

Фактически понимание особенностей сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, раскрывается с помощью определения субъектов, совершающих сделку, и оснований их заинтересованности в совершаемой сделке.

Лица, заинтересованные в сделке

Закон (п. 1 ст. 81 Закона об АО) определяет круг лиц, заинтересованность которых в сделке имеет значение для применения к ней особого порядка совершения. Это:

— член совета директоров;

— единоличный исполнительный орган;

— управляющая организация либо управляющий;

— члены коллегиального исполнительного органа;

— акционер общества, обладающий самостоятельно либо совместно с аффилированными лицами 20 и более процентами голосующих акций общества;

— лица, имеющие право давать обязательные для общества указания.

Перечень лиц, чья заинтересованность влияет на порядок заключения сделки, является исчерпывающим. В обществах с ограниченной ответственностью перечень лиц, заинтересованных в сделке, несколько короче, он не включает в себя управляющую организацию (управляющего), а также лицо, имеющее право давать обязательные для общества указания (п. 1 ст. 45 Закона об ООО).

Заинтересованность определенных законом лиц в совершении сделки возникает в случаях, если они, их супруги, родители, дети, братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица имеют определенное отношение к сделке. Представленный перечень не является исчерпывающим: уставы хозяйственных обществ могут определять иные случаи, когда указанные в законе субъекты могут быть заинтересованными в совершении сделки, а сама сделка получит статус сделки с заинтересованностью. Но на практике расширение оснований заинтересованности не встречается.

Определение понятия аффилированных лиц имеет большое значение для целей корпоративного законодательства при совершении сделок с заинтересованностью. В настоящее время понятие аффилированного лица содержится в ст. 4 Закона РСФСР о конкуренции. Анализ применения норм об аффилированных лицах показывает их недостаточную эффективность, широту и сложность признаков аффилированности, что свидетельствует о необходимости корректировки данного понятия применительно к корпоративному законодательству. См. об этом подробнее § 1 гл. VII.

Заинтересованность вышеуказанных лиц в совершаемой акционерным обществом сделке возникает, если они:

— являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

— владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

— занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица;

— в иных случаях, определенных уставом общества.

Следует обратить внимание, что в Законе об ООО вместо понятий «выгодоприобретатель», «посредник» или «представитель в сделке» используется понятие «лицо, выступающее в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом». Употребляемые в Законе об АО понятия «выгодоприобретатель», «посредник» или «представитель» неоднозначно толкуются в юридической литературе. Понятие посредника вытекает из ст. 182 ГК РФ, где употребляется термин «коммерческие посредники». С точки зрения ГК РФ под понятие посредника подпадают комиссионеры (ст. 990 ГК РФ), агенты (ст. 1005 ГК РФ), а также лица, при посредстве которых совершаются биржевые сделки через товарную биржу .

См.: Сбоев P.O. Сделки акционерных обществ, в совершении которых имеется заинтересованность // Налоги. 2006. N 13.

Употребление в Законе термина «посредник», отличающегося от понятия «представитель», вызывает споры в литературе . Остается вопрос с понятием «выгодоприобретатель», что требует либо его точного определения в Законе либо исключения. Дискуссионным остается также вопрос, следует ли термин «выгодоприобретатель» толковать в узком (гражданско-правовом) смысле или понимать под ним любое лицо, получающее «выгоду» и пользу от заключения сделки. Действующее законодательство не содержит единого определения понятия «выгодоприобретатель». В страховом праве выгодоприобретателем называют лицо, назначенное страхователем в качестве получателя страховой суммы. Однако неверно ограничивать круг сделок с заинтересованностью только договорами страхования. Нередко при заключении обществом договора поручительства в качестве выгодоприобретателя рассматривают должника, за которого дается поручительство.

См.: Егоров А.В. К вопросу о понятии посредника при сделках с заинтересованностью // Вестник ВАС РФ. 2002. N 5. С. 121.

Неопределенность терминологии порождает соответствующие проблемы правоприменения.

В целях предотвращения сокрытия информации о заинтересованности в совершении сделки закон предусматривает положения о раскрытии информации. Лица, признаваемые заинтересованными, обязаны довести до сведения совета директоров общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора общества информацию о юридических лицах:

— в которых они владеют самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) 20 или более процентами голосующих акций (долей, паев);

— в органах управления которых они занимают должности;

— об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами.

Подобное раскрытие информации является необходимым элементом процедуры одобрения сделок с заинтересованностью (ст. 82 Закона об АО, п. 2 ст. 45 Закона об ООО). Отсутствие в законе порядка раскрытия информации, в том числе сроков и формы предоставления информации, а также санкций за нарушение данного требования, лишает указанные нормы законов реальной исполнимости. Требование о предоставлении соответствующей информации особенно актуально в связи с тем, что заинтересованность лица должна иметь место на определенный момент.

Момент определения заинтересованности

Закон прямо не устанавливает момент, на который должна определяться заинтересованность лица в заключении сделки. Указанный пробел восполняется судебной практикой, которая требует устанавливать заинтересованность лица на момент совершения сделки .

Пункт 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19; п. 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 марта 2001 г. N 62.

Следует учитывать, что категория лица, заинтересованного в совершении сделки, не является постоянной, поскольку нахождение лица на определенной должности или владение им акциями (долями) другого общества носит временный характер. Как известно, члены совета директоров избираются на год, и хотя могут переизбираться неограниченное количество раз, изменения в составе совета директоров вполне возможны. Полномочия лица, выполняющего функции исполнительного органа, также могут быть прекращены в любой момент, и достаточно оперативно. Все это требует точного соотнесения даты совершения сделки и наличия факта заинтересованности у определенного лица, например факта владения директором общества пакетом акций контрагента по сделке, занятия определенных должностей и т.д.

Таким образом, если заинтересованность лица существовала до или возникла после совершения обществом сделки, то такая сделка не будет являться сделкой с заинтересованностью. В юридической литературе высказываются мнения о необходимости законодательного закрепления правила о необходимости одобрения как сделки с заинтересованностью совершенной сделки, в случае если основания заинтересованности (приобретение 20 и более процентов акций, долей, занятие должностей в органах управления и др.) возникли в течение определенного срока после совершения сделки . При всей правильности подобных рассуждений их практическая реализация представляется спорной.

См.: Майфат А.В. Указ. соч. С. 123.

Исключения из категории сделок с заинтересованностью

Законодательство содержит перечень случаев, при наличии которых нормы о сделках с заинтересованностью не применяются. Перечень подобных случаев в законодательстве исчерпывающий, при этом прослеживается тенденция к увеличению числа таких оснований. Наличие в законе соответствующих исключений означает, что сделки с заинтересованностью, совершаемые в перечисленных случаях, не подлежат одобрению, но не перестают от этого квалифицироваться как сделки с заинтересованностью. В настоящее время положения Закона об АО (п. 2 ст. 81) о сделках с заинтересованностью не применяются:

— к обществам, состоящим из одного акционера, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа;

— к сделкам, в совершении которых заинтересованы все акционеры общества;

— при осуществлении преимущественного права приобретения размещаемых обществом акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции;

— при приобретении и выкупе обществом размещенных акций;

— при реорганизации общества в форме слияния (присоединения) обществ;

— к сделкам, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами РФ и расчеты по которым производятся по фиксированным ценам и тарифам, установленным уполномоченными в области государственного регулирования цен и тарифов органами.

В отношении сделок с заинтересованностью, заключаемых обществами с ограниченной ответственностью, предусмотрено всего лишь одно исключение — соответствующие правила не применяется к обществам с ограниченной ответственностью, состоящим из одного участника, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного общества (п. 6 ст. 45 Закона об ООО).

Некоторые авторы к числу исключений относят также сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности между обществом и заинтересованным лицом . Подобное исключение содержится в п. 5 ст. 83 Закона об АО, согласно которому сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, не требует одобрения общего собрания акционеров, если условия такой сделки существенно не отличаются от условий аналогичных сделок, которые совершались между обществом и заинтересованным лицом в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности общества, имевшей место до момента, когда заинтересованное лицо признается таковым. На основании этого нередко делается ошибочный вывод, что все сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности, не подлежат одобрению как сделки с заинтересованностью. Но в действительности подобное исключение зависит от указанного в Законе условия (наличие заключенных сделок до момента признания лица заинтересованным в их совершении), и при этом носит временный характер, так как действует только до момента проведения следующего годового общего собрания акционеров общества.

См.: Сбоев P.O. Указ. соч. С. 4.

Рассмотрим подробнее такое основание исключения одобрения сделок с заинтересованностью, как их обязательность в силу закона. В настоящее время Закон освобождает от одобрения только такие сделки, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по фиксированным ценам и тарифам, установленным уполномоченными в области государственного регулирования цен и тарифов органами (п. 2 ст. 81 Закона об АО). В то же время судебная практика еще до внесения соответствующих изменений в Закон придерживалась позиции о том, что «заключение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, не требует решения совета директоров или общего собрания акционеров, если сделка для АО носит обязательный характер в силу закона и/или иных правовых актов» (п. 19 информационного письма Президиума ВАС РФ N 62).

Ограничение в Законе «обязательных» сделок условием о применении фиксированных цен и тарифов, установленных уполномоченными в области государственного регулирования цен и тарифов органами, необоснованно сужает круг сделок, которые обязательны для общества в силу закона.

Представляется необходимым расширить перечень исключений при одобрении сделок с заинтересованностью. Так, действующее законодательство не делает исключений в отношении сделок, заключаемых на торгах, по конкурсу или аукциону. Представляется, что сделка, заключаемая по итогам публичных торгов с их победителем, не должна дополнительно одобряться как сделка с заинтересованностью даже при наличии оснований заинтересованности, поскольку порядок проведения публичных торгов исключает возможность влияния заинтересованного лица на его результаты.

Также необходимо исключить из категории сделок с заинтересованностью сделки на незначительную для общества сумму. В отличие от крупных сделок нормы Закона не устанавливают в отношении сделок с заинтересованностью минимального порогового значения суммы такой сделки. Вполне возможно предоставить обществу право самостоятельно определять размер суммы сделки, относительно которой не требуется одобрения совета директоров общества. Это позволит освободить совет директоров от выполнения несвойственных функций по рассмотрению сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности, на незначительную сумму.

По аналогии с нормами зарубежного законодательства следует исключить из категории сделок с заинтересованностью сделки, заключаемые между основным обществом и контролируемым им обществом, а также между обществами, контролируемыми одним и тем же обществом. Как правило, основанием для заинтересованности в подобных сделках является наличие «перекрестного директората», т.е. лиц, входящих в органы управления сторон по сделке по указанию основного общества. В этих случаях личная заинтересованность указанных физических лиц отсутствует .

См. об этом также в § 1 гл. VII.

Порядок совершения сделок с заинтересованностью Предварительное одобрение сделок

Действующее законодательство об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью предусматривает особый порядок совершения сделок с заинтересованностью. В соответствии с п. 1 ст. 83 Закона об АО сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, должна быть одобрена до ее совершения советом директоров общества или общим собранием акционеров в соответствии с процедурой, определенной этой статьей. Пленум ВАС РФ в Постановлении от 18 ноября 2003 г. N 19 специально отметил, что в соответствии с п. 1 ст. 83 Закона сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, должна быть одобрена советом директоров общества или общим собранием акционеров до ее совершения (п. 34).

О сделках, в совершении которых имеется заинтересованность

Чуть более года прошло с момента вступления в силу изменений Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее – Закон об ООО), предусматривающих новый порядок совершения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованностью, по итогам применения которых были выявлены как преимущества, так и несущественные недостатки.

В настоящее время на федеральном портале нормативных актов (http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#okveds=55&npa=78980) размещен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 81 Федерального закона «Об акционерных обществах» и статью 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Законопроект).

Законопроектом предлагается дополнить ст. 81 Закона об АО и ст. 45 Закона об ООО положением о том, что «заинтересованными в совершении обществом сделки лицами признаются также подконтрольные лица лица, заинтересованного в совершении обществом сделки».

Анализ вышеуказанной формулировки не позволяет однозначно толковать данную норму, поскольку допускает возможность признавать заинтересованными лицами любых лиц, подконтрольных лицу, заинтересованному в совершении обществом сделки, в том числе в случаях, когда такие подконтрольные лица не являются стороной или выгодоприобретателем по сделке.

Такое расширенное толкование повлечет затруднения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности для лиц, входящих в холдинговые структуры. Например, по сделкам, совершаемым между обществом «А» и обществом «Б», подконтрольным обществу «А», заинтересованными в совершении сделки могут быть признаны само общество «Б» и все остальные лица, подконтрольные обществу «А» (в том числе лица, косвенно подконтрольные обществу «А»).

Кроме того, расширительное толкование рассматриваемой нормы позволяет признавать заинтересованными лицами лица, подконтрольные единоличному исполнительному органу, членам совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа при заключении указанными лицами сделок с обществом, не затрагивающих интересы их подконтрольных лиц. Например, при заключении сделки между членом совета директоров общества «А» и обществом «А», заинтересованными в совершении сделки могут быть признаны лица, подконтрольные члену совета директоров общества «А».

При этом в качестве примера приведены только явные случаи, когда какое-либо лицо, не имеющее никакого интереса в совершении сделки, может быть признано заинтересованным в ее совершении. Полагаю, что на практике количество таких случаев может быть больше.

В соответствии с абз. 2 п. 1.1 ст. 81 Закона об АО и абз. 2 п. 3 ст. 45 Закона об ООО в извещении должны быть указаны лицо (лица), имеющее заинтересованность в совершении сделки, и основания, по которым лицо (каждое из лиц), имеющее заинтересованность в совершении сделки, является таковым. В случае вступления Законопроекта в силу в текущей редакции могут возникнуть технические затруднения при формировании извещений в связи с необходимостью указания огромного перечня лиц, заинтересованных в совершении сделки, и, соответственно, оснований для заинтересованности.

Аналогичные затруднения могут возникнуть при подготовке решений по вопросу о согласии или о последующем одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, а также отчетов о заключенных обществом в отчетном году сделках с заинтересованностью.

Предлагаемые Законопроектом изменения в Закон об АО и Закон об ООО нивелируют основную идею Федерального закона от 03.07.2016 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» об облегчении регулятивного бремени, возлагаемого на бизнес.

Полагаю, что в Законопроект необходимо включать положения, позволяющие признавать подконтрольные лица заинтересованными в совершении сделки в исключительных случаях, например:

— при совершении сделки с контролирующим лицом;

— при совершении сделки между лицами, подконтрольными общему контролирующему лицу;

— подконтрольное лицо в результате совершения сделки его контролирующим лицом становится выгодоприобретателем по такой сделке;

— контролирующее лицо подконтрольного лица занимает должности в органах управления общества или управляющей организации общества, при совершении сделки с которым подконтрольным лицом, подконтрольное лицо является стороной, выгодоприобретателем, представителем, посредником по такой сделке.

Сделки с заинтересованностью

Федеральный закон от 03.07.2016 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» внес существенные изменения в основания квалификации, порядок внутрикорпоративного согласования сделок с заинтересованностью и раскрытия информации о них, в способы защиты прав участников отношений при совершении сделок с заинтересованностью и в порядок обжалования таких сделок.

Контролирующее лицо вместо аффилированного

В результате изменений, внесенных Федеральным законом от 03.07.2016 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», с 1 января 2017 года аффилированность исключена из критериев квалификации сделки как сделки с заинтересованностью. Теперь для целей определения лица, которое, в частности, может быть признано заинтересованным в совершении сделки, введено понятие «контролирующее лицо». Этим нововведением значительно сужается перечень лиц, признаваемых заинтересованными, поскольку аффилированность как понятие связанности (ст. 53.2 ГК РФ) более широкое, чем контроль. Если понятие «аффилированность» означает «влияние», то контроль – «способность одного лица определять решения другого».

Возможность быть признанным лицом, заинтересованным в совершении сделки, осталась неизменной для члена совета директоров, единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа общества, а так же лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания.

При анализе понятия «контролирующие лица» нетрудно заметить, что это понятие, используемое в законах о хозяйственных обществах для целей квалификации сделок с заинтересованностью, абсолютно дублирует аналогичное понятие, содержащееся в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг».

То есть законодатель пошел по пути формализации критериев, определяющих контроль, не рассматривая при этом фактический контроль в качестве основания установления подконтрольности. Представляется, что правоприменительная практика столкнется в этом отношении с определенными проблемами, как это было в связи с формальным определением аффилированности. Очевидно, вопрос о том, как будет преодолеваться конфликт интересов, который не подпадает под критерий формальной подконтрольности, со временем найдет решение в судебной практике.

На уровне законодательства с 1 января 2017 года имеется ответ на вопрос о возможности признания публично-правового образования контролирующим лицом: для целей правового регулирования сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, РФ, субъект РФ, муниципальное образование контролирующими лицами не признаются (п. 1 ст. 81 Закона об АО, п. 1 ст. 45 Закон об ООО).

Подобным законодательным регулированием преодолена необходимость исключения из голосования по вопросу согласования (одобрения) сделок с заинтересованностью публично-правовых образований. Данный подход следует поддержать. Действительно, хотя РФ, субъекты РФ, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ), участие государства в корпоративных правоотношениях все же имеет специальные цели и особенности. Целью государства является не только реализация его имущественных прав как акционера, но прежде всего выполнение его публично-правовых обязанностей, проистекающих из государственных функций. Было бы неверно исключать возможность влияния публично-правовых образований на формирование условий совершаемых хозяйственными обществами с государственным участием сделок.

Основания заинтересованности

Заинтересованность определенных законом лиц в совершении сделки возникает в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) подконтрольные им лица (подконтрольные организации) также являются участниками другого правоотношения – стороной, выгодоприобретателем, представителем, посредником в сделке либо являются контролирующим лицом юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, либо занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица.

Заметим, что с 1 января 2017 года законодательство не предусматривает для акционеров (участников) возможность определять в уставе хозяйственного общества иные случаи, когда указанные в законе субъекты считаются заинтересованными в совершении сделки.

Оценка имущества по сделке

Закон № 343-ФЗ применительно к акционерным обществам внес некоторые изменения в порядок определения денежной оценки имущества по сделке: с 1 января 2017 года такой порядок уже не ставится в зависимость от числа акционеров общества (до 1000 или 1000 и более), а определяется публичностью или непубличностью хозяйственного общества.

Если в непубличном обществе цена (денежная оценка) имущества, являющегося предметом сделки с заинтересованностью, определяется большинством голосов директоров, не заинтересованных в совершении сделки, то в публичном обществе такая цена (денежная оценка) имущества определяется большинством голосов директоров, не заинтересованных в совершении сделки и соответствующих определенным требованиям (п. 3 ст. 83 Закона об АО).

При этом в уставе может быть предусмотрена необходимость большего числа голосов указанных директоров (абз. п. 1 ст. 77 Закона об АО).

В случае если количество директоров, не заинтересованных в совершении сделки, а в публичном обществе количество директоров, не заинтересованных в совершении сделки и отвечающих требованиям, установленным п. 3 ст. 83 (Закона об АО), составляет менее определенного уставом кворума для проведения заседания совета директоров общества, цена (денежная оценка) имущества определяется решением совета директоров общества единогласно всеми членами совета директоров общества, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров общества, если уставом общества не предусмотрено, что цена (денежная оценка) имущества подлежит определению решением общего собрания акционеров, принятым в порядке, предусмотренном для одобрения сделок с заинтересованностью (п. 4 ст. 83 Закона об АО; абз. 5 п. 1 ст. 77 Закона об АО).

Когда применение исключено

В измененных с 1 января 2017 года федеральных законах о хозяйственных обществах (п. 2 ст. 81 Закона об АО, п. 7 ст. 45 Закона об ООО) содержится перечень обстоятельств, которые исключают применение к сделке правового режима, установленного для сделок с заинтересованностью.

В частности, такой режим не применяется к сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, при условии, что обществом неоднократно в течение длительного периода времени на схожих условиях совершаются аналогичные сделки, в совершении которых не имеется заинтересованности.

Если это законодательное положение, измененное Законом № 343-ФЗ, сравнивать с положением п. 5 ст. 83 Закона об АО в прежней редакции, то можно увидеть, что до 1 января 2017 года подобные сделки могли быть одобрены общим собранием акционеров в определенных временных рамках – только до следующего общего годового собрания акционеров. В отношении общества с ограниченной ответственностью аналогичное положение содержалось в п. 3 ст. 45 Закона об ООО.

Отличием прежнего регулирования от нового является также то, что если раньше надо было сопоставлять аналогичные сделки, совершаемые с одним контрагентом, то с 1 января 2017 года условия заключаемой сделки необходимо сопоставить со всеми аналогичными сделками общества, в совершении которых нет заинтересованности. Есть еще одно новое требование: чтобы аналогичные сделки, в совершении которых отсутствует заинтересованность, совершались неоднократно и в течение длительного периода времени.

В целом заметим, что в анализируемом основании освобождения от необходимости одобрения сделок с заинтересованностью достаточно много неопределенности. Это заслуженно вызывает отрицательную оценку практикующих специалистов.

Режим одобрения, установленный для сделок с заинтересованностью, не применяется к сделкам, в совершении которых заинтересованы все владельцы голосующих акций общества, при отсутствии заинтересованности иных лиц, за исключением случая, если уставом непубличного общества предусмотрено право акционера потребовать получения согласия на совершение такой сделки до ее совершения. То есть теперь сделка с заинтересованностью не требует одобрения, если отсутствуют заинтересованные лица, признаваемые таковыми по любым основаниям, а не только заинтересованные акционеры (участники), как это было ранее.

Правила, установленные для сделок с заинтересованностью, не применяются к сделкам, предметом которых является имущество, цена или балансовая стоимость которого составляет не более 0,1% балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, при условии, что размер таких сделок не превышает предельных значений, установленных Банком России.

Это новое основание освобождения переоценить трудно, поскольку отсутствие подобного стоимостного порога приводило ранее к тому, что советы директоров были перегружены необходимостью одобрения большого количества малозначительных хозяйственных операций.

Таким образом, законодатель значительно расширил перечень оснований освобождения от применения режима, установленного для совершения сделок с заинтересованностью.

Обязанность извещения и отчета общества

Необязательность одобрения сделок с заинтересованностью компенсируется обязанностью общества извещать о таких сделках членов совета директоров, коллегиальный исполнительный орган, а в случаях, если в совершении такой сделки заинтересованы все члены совета директоров общества или если формирование совета директоров не предусмотрено законом или уставом общества, – акционеров в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров, если иной порядок не предусмотрен уставом общества. Уставом общества может быть предусмотрена обязанность извещения акционеров наряду с членами совета директоров общества. Извещение должно быть направлено не позднее чем за 15 дней до даты совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, если иной срок не установлен уставом общества (п. 1.1 ст. 81 Закона об АО).

В ООО извещаются незаинтересованные участники, а при наличии в обществе совета директоров – также незаинтересованные члены совета директоров. Срок извещения, как и в акционерном обществе, в ООО урегулирован диспозитивно и составляет 15 дней до даты совершения сделки, если иной срок не установлен уставом общества.

С 1 января 2017 года у публичного общества также появляется обязанность предоставить лицам, имеющим право на участие в годовом общем собрании акционеров, отчет о заключенных обществом в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность. Указанный отчет должен быть подписан единоличным исполнительным органом общества и утвержден советом директоров общества, достоверность содержащихся в нем данных должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества.

Для обществ с ограниченной ответственностью, так же как и для акционерных обществ, предусмотрена обязанность предоставить лицам, имеющим право на участие в годовом общем собрании участников общества, отчет о заключенных обществом в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность.

Требование о согласовании

На сделку, в совершении которой имеется заинтересованность, до ее совершения может быть получено согласие совета директоров общества или общего собрания акционеров. С таким требованием может обратиться единоличный исполнительный орган, член коллегиального исполнительного органа, член совета директоров или акционер (акционеры), обладающий (обладающие) не менее чем 1% голосующих акций общества (абз. 2 п. 1 ст. 83 Закона об АО), а в обществе с ограниченной ответственностью – соответственно участник (участники), доли которых в совокупности составляют не менее чем 1% уставного капитала общества (абз. 2 п. 4 ст. 45 Закона об ООО).

Опасным для практической реализации является, с нашей точки зрения, отсутствие указания в законах о хозяйственных обществах сроков, в течение которых с момента извещения о намерении общества заключить сделку с заинтересованностью указанные лица вправе потребовать проведения собрания акционеров или заседания совета директоров. Может получиться так, что требование о даче согласия общего собрания или совета директоров о согласовании сделки с заинтересованностью будет получено обществом, когда сделка будет уже заключена и, возможно, даже исполнена.

Порядок принятия решения о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, различается в зависимости от того, является общество публичным или непубличным, а также определяется организационно-правовой формой хозяйственного общества.

Согласие на совершении сделки с заинтересованностью может дать совет директоров или общее собрание акционеров (участников).

В любом случае действуют следующие обязательные правила: лица заинтересованные в сделке, отстраняются от участия в принятии решения по согласованию (одобрению) сделки (подп. 2–4 ст. 83 Закона об АО, п. 4 ст. 45 Закона об ООО); соответственно определение числа голосов, необходимых для одобрения сделки с заинтересованностью, осуществляется без учета голосов заинтересованных в сделке лиц (исключение составляют случаи, указанные в п. 4.1 ст. 83 Закона об АО).

Согласование сделок с заинтересованностью в акционерных обществах решением совета директоров. В непубличном обществе решение о согласии на совершение сделки с заинтересованностью принимается советом директоров общества большинством голосов директоров, не заинтересованных в ее совершении, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом общества. Если количество незаинтересованных директоров составляет менее определенного уставом кворума для проведения заседания совета директоров, решение по данному вопросу должно приниматься общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 83 Закона об АО (п. 2 ст. 83 Закона об АО).

В публичном обществе решение о согласии на совершение сделки с заинтересованностью принимается советом директоров общества большинством голосов (если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом общества) директоров, не заинтересованных в ее совершении, и соответствующих определенным законом требованиям (п. 3 ст. 83 Закона об АО).

В случае если количество директоров, не заинтересованных в совершении сделки и отвечающих вышеуказанным требованиям (п. 3 ст. 83 Закона об АО), становится менее двух и при этом большее количество директоров, составляющее кворум для проведения заседания совета директоров по данному вопросу, в уставе публичного общества не предусмотрено, такая сделка требует согласия общего собрания акционеров на ее совершение в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 83 Закона об АО (п. 3.1 ст. 83 Закона об АО). До 1 января 2017 года в акционерном обществе с количеством акционеров более 1000 сделку мог одобрить один незаинтересованный и независимый директор, что вызывало определенную критику, связанную, по сути, с игнорированием принципа коллегиальности при принятии решения.

Закон об АО предусматривает возможность установления в уставе «квалифицированных» требований к членам совета директоров для всех или некоторых сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, согласование которых отнесено к компетенции совета директоров. Указанные требования заключаются в том, что решение о согласии на совершение сделки принимается незаинтересованными директорами, которые отвечают не только условиям, предусмотренным п. 3 ст. 83 Закона об АО, но и дополнительным критериям, определенным уставом общества. В этом случае устав общества должен также предусматривать кворум для проведения заседания совета директоров по данному вопросу, который также не может состоять менее чем из двух директоров.

Если количество таких директоров становится меньше количества, составляющего кворум, определенный уставом для проведения заседания совета директоров общества по данному вопросу, данное решение должно приниматься общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 83 Закона об АО (п. 3.2 ст. 83 Закона об АО).

Согласование сделок с заинтересованностью в акционерных обществах решением общего собрания акционеров. Закон об АО (п. 4 ст. 83) предусматривает несколько случаев, когда решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается общим собранием акционеров:

–если предметом сделки или нескольких взаимосвязанных сделок является имущество, стоимость которого по данным бухгалтерского учета (цена предложения приобретаемого имущества) составляет 10 и более процентов балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату (установление порогового значения активов общества, требующих вынесения сделки на рассмотрение общего собрания участников, в 10% значительно либерализует порядок согласования сделок, в совершении которых имеется заинтересованность; до внесения изменений Законом № 343-ФЗ одобрения на общем собрании акционеров требовали сделки выше 2% балансовых активов общества);

–если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются реализацией обыкновенных акций, составляющих более 2% обыкновенных акций, ранее размещенных обществом, и обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции, если уставом общества не предусмотрено меньшее количество акций;

–если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются реализацией привилегированных акций, составляющих более 2% акций, ранее размещенных обществом, и акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции, если уставом общества не предусмотрено меньшее количество акций.

Закон об АО в п. 4.1 ст. 83 устанавливает правила для двух специальных случаев:

–если при совершении непубличным обществом сделки, требующей получения согласия на ее совершение общим собранием, все акционеры – владельцы голосующих акций общества признаются заинтересованными и при этом кто-либо из таких акционеров требует получения согласия на ее совершение, при условии, что такое право предоставлено ему уставом общества, это согласие дается большинством голосов всех акционеров – владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в голосовании;

–если при совершении сделки, требующей получения согласия на ее совершение общим собранием акционеров все акционеры – владельцы голосующих акций общества признаются заинтересованными и при этом в совершении такой сделки имеется заинтересованность иного лица (иных лиц) в соответствии с положениями Закона об АО (п. 1 ст. 81), согласие на совершение такой сделки дается большинством голосов всех акционеров – владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в голосовании.

Решение о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается общим собранием акционеров большинством голосов всех не заинтересованных в совершении сделки акционеров – владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в голосовании. Это правило представляет собой существенное исключение из общего порядка принятия решений собранием акционеров, поскольку для принятия решения в данном случае необходимо большинство голосов всех не заинтересованных в сделке акционеров, принимающих участие в голосовании, притом что в соответствии с обычным порядком голосования для принятия решения необходимо большинство голосов акционеров, принимающих участие в собрании.

Новые возможности для непубличных АО

По отношению к непубличным обществам применяется диспозитивное регулирование: уставом такого общества может быть установлен отличный от установленного Законом об АО порядок согласования сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, либо установлено, что нормы о заинтересованности не применяются к этому обществу. Такие положения могут быть предусмотрены уставом непубличного общества при его учреждении или при внесении изменений в устав общества по решению общего собрания акционеров, принятому всеми акционерами единогласно. Исключение из устава общества указанных положений осуществляется по решению общего собрания акционеров, принятому всеми акционерами единогласно (п. 8 ст. 83 Закона об АО).

Приведенное правило является в значительной степени революционным: сами акционеры непубличного акционерного общества могут единогласным решением исключить необходимость одобрения сделок с заинтересованностью. Очевидно, что это правило может быть полезным для семейного бизнеса или, например, для связанных экономической зависимостью хозяйственных обществ.

Согласование сделок с заинтересованностью в обществах с ограниченной ответственностью. В обществе с ограниченной ответственностью в случае образования совета директоров принятие решения о согласии на совершение сделок с заинтересованностью может быть отнесено уставом общества к его компетенции, за исключением случаев, если цена сделки или стоимость имущества, являющегося предметом сделки, превышает 10% балансовой стоимости активов общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период (п. 8 ст. 45 Закона об ООО). Решение о согласии на совершение сделки с заинтересованностью принимается советом директоров общества с ограниченной ответственностью большинством голосов директоров (если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом общества), не заинтересованных в ее совершении (абз. 3 п. 4 ст. 45 Закона об ООО) или общим собранием участников общества большинством голосов (если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом общества) от общего числа голосов участников общества, не заинтересованных в совершении такой сделки.

Следует подчеркнуть диспозитивный характер регулирования совершения сделок с заинтересованностью в обществах с ограниченной ответственностью: как и в непубличных акционерных обществах уставом ООО может быть установлен отличный от установленного законом порядок одобрения таких сделок, либо установлено, что положения закона о сделках с заинтересованностью не применяются к этому обществу. Такие положения могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или внесении изменений в его устав по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно (п. 9 ст. 45 Закона об ООО).

Анализ законодательных трендов

Таким образом, существенные изменения, затронувшие институт сделок с заинтересованностью, направлены на упрощение процедуры согласования незначимых по сумме и значению сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также предоставление акционерам непубличных обществ и участникам обществ с ограниченной ответственностью значительной свободы в определении порядка согласования таких сделок или даже исключении необходимости согласования сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

В целом новое законодательное регулирование может упростить жизнь холдингам (группам компаний), избавив их от необходимости согласовывать сделки с заинтересованностью применительно к дочерним обществам. В тех же обществах, где имеются акционеры (участники) с различными, порой конфликтующими интересами и где единогласия при определении в уставе правил одобрения сделок с заинтересованностью достичь не удастся, порядок согласования сделок комфортнее не стал – прежде всего из-за неопределенности сроков и оснований для предъявления требований уполномоченными лицами о необходимости согласования сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Признание сделок недействительными

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть признана недействительной в соответствии с п. 2 ст. 174 ГК РФ по иску общества или его акционеров, владеющих в совокупности не менее чем 1% голосующих акций общества (в ООО – участников, обладающих не менее чем 1% общего числа голосов участников общества). Заметим, что новые положения законов о хозяйственных обществах не связывают право акционеров и членов совета директоров оспаривать сделку с заинтересованностью с тем, предъявляли ли они требование о проведении собрания акционеров или заседания совета директоров для дачи согласия на ее заключение. Такое положение влечет для хозяйственных обществ значительную неопределенность, выражающуюся в возможности отсроченного обжалования сделок.

Согласно указанной статье ГК РФ сделка, совершенная действующим от имени юридического лица без доверенности органом юридического лица в ущерб интересам юридического лица, может быть признана судом недействительной по иску юридического лица, если другая сторона сделки знала или должна была знать о явном ущербе для юридического лица либо имели место обстоятельства, которые свидетельствовали о сговоре либо об иных совместных действиях органа юридического лица и другой стороны сделки в ущерб интересам юридического лица.

Как это установлено в п. 1 ст. 84 Закона об АО и п. 6 ст. 45 Закона об ООО, сделка может быть признана недействительной, если она совершена в ущерб интересам общества и доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и (или) о том, что согласие на ее совершение отсутствует. При этом отсутствие согласия на совершение сделки само по себе не является основанием для признания такой сделки недействительной.

Следует отметить, что в отличие от крупных сделок, при обжаловании которых не требуется доказательств причинения убытков или наступления иных неблагоприятных последствий, для признания недействительной сделки с заинтересованностью должен быть доказан ущерб, причиненный интересам хозяйственного общества.

Законодатель презюмирует наличие ущерба интересам общества в результате совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, при наличии совокупности следующих условий:

–отсутствует согласие на совершение или последующее одобрение сделки;

– лицу, обратившемуся с иском о признании сделки недействительной, не была по его требованию представлена информация, касающаяся сделки, в том числе документы или иные сведения, подтверждающие, что сделка не нарушает интересы общества (в том числе совершена на условиях, существенно не отличающихся от рыночных).

В случае если сделка с заинтересованностью совершена в отсутствие согласия на ее совершение, член совета директоров или его акционеры, владеющие в совокупности не менее чем 1% голосующих акций общества (в ООО –участники, обладающие не менее чем 1% общего числа голосов участников общества), вправе обратиться к обществу с требованием представить информацию, касающуюся сделки, в том числе документы или иные сведения, подтверждающие, что сделка не нарушает интересы общества (в том числе совершена на условиях, существенно не отличающихся от рыночных). Указанная информация должна быть представлена в срок, не превышающий 20 дней со дня получения этого требования. (п. 1 ст. 84 Закона об АО, п. 6 ст. 45 Закона об ООО).

Приведенная норма, направленная на защиту указанных в ней лиц, с нашей точки зрения, вызывает значительную нестабильность хозяйственных отношений в обществе. Реализацию этой нормы можно рассматривать как основание потенциальной возможности потребовать одобрения уже заключенной сделки. Представляется, что в данном случае целесообразно использовать процедуру последующего одобрения сделки, для того чтобы избежать отрицательных последствий для имущественного оборота.

Презумпция ущерба интересам общества, очевидно, призвана стимулировать общество в лице управомоченных органов на надлежащее осуществление возложенных на него обязанностей по представлению информации о сделке с заинтересованностью.